3 июня 2016 г.

Педагогический технополис как инновационная форма диссеминации эффективного педагогического опыта

Современное общество стремительно развивается, приобретая с каждым годом другие очертания, покоряя всё более высокие вершины. Разумеется, система образования, чтобы соответствовать и быть эффективной, также активно применяет инновационные технологии и формы организации деятельности педагога. Ведь именно она, основываясь на использовании достижений современной науки, играет важнейшую роль в социальном прогрессе и устойчивом развитии как отдельных государств, так и человечества в целом.

К сожалению, процесс внедрения новых идей и методик, а также передача педагогического опыта, успевшего хорошо себя зарекомендовать в «полевых условиях», часто идет слишком медленно. Причин для этого может быть много, но одним из действенных средств активизации данного процесс является применение инновационных форм организации взаимодействия его участников.

Технополис — это научно-педагогический комплекс, созданный для производства новой прогрессивной продукции или для разработки новых наукоемких технологий на базе тесных отношений и взаимодействия образовательных организаций с вузами и научно-методическими центрами.

В рамках технополиса объединяются теория и практика, осуществляется тесное сотрудничество между академической наукой, учителями, методистами, а также местными и центральными органами власти. Стержнем, основой технополиса выступает его научно-исследовательский комплекс.

Несмотря на явную схожесть понятий «технополис» и «технопарк», все же следует понимать, что первый является образованием более обширным, масштабным, что позволяет решать множество проблем. Второй же может являться структурной единицей технополиса как конкретно-ориентированная единица.

Таким образом, диссеминация эффективного педагогического опыта в рамках функционирования технополиса является не механической («Я вас научу!», «Я вам покажу!»), а обдуманной и целенаправленной. Ведь участники получают возможность изучить технологию, методику, идею, примерить её к своей профессиональной деятельности, сравнить с другими аналогичными, на её основе произвести что-то своё и тут же обсудить с коллегами, обладающими широким спектром других специальных навыков. Каждый в таком случае обогащает собственный научный, методический, педагогический багаж.

Таким образом, технополис как инновационная форма диссеминации эффективного педагогического опыта способствует активизации обновления и развития системы образования путём интенсивного вовлечения в мотивированную деятельность всех её участников.

Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр научно-методического тьюторинга