29 августа 2016 г.

Современный урок физики

Современный урок физики… Какие же признаки делают урок физики современным?

Ворожейкина А.Н. в книге «100 интересных идей для проведения урока» сравнивает традиционный и современный урок по целям и содержанию, средствам и методам обучения, формам организации обучения.

Ворожейкина А.Н. акцентирует внимание на том, что цель традиционного урока, как правило, связана только с усвоением знаний и умений, а развитие и воспитание школьников происходит одновременно с получением знаний. Для современного же урока характерна четкая целенаправленность на формирование качеств личности и, что особенно важно, наличие мотивации обучения (цель → мотив → деятельность → результат).

Традиционный урок предполагает наличие большого количества разнообразной информации, при этом подробное изложение материала часто дается один раз, в то время как урок современный подразумевает генерализацию материала.

Традиционному уроку присуще использование максимального количества разнообразных средств, современному уроку – учебный комплекс: минимум необходимого сочетаемого материала.

Методы традиционного урока ориентированы на сообщение готовых знаний, заучивание материала; они предполагают ориентацию на среднего ученика, слабую обратную связь и контроль преимущественно со стороны учителя. Методы современного урока ориентированы на организацию познавательной деятельности учащихся, осмысление материала, предполагают дифференциацию, оперативную обратную связь, само- и взаимоконтроль.

Ворожейкина А.Н. показывает, что для традиционного урока характерно четкое разграничение форм обучения (урок, семинар, зачет) и этапов урока (проверка знаний, изложение материала, закрепление, задание на дом), в то время как современный урок отдает предпочтение «гибридным» формам урока (урок-семинар, урок-зачет) и приветствует взаимопроникновение этапов урока.

Традиционный урок отдает преимущество индивидуальной или фронтальной работе учащихся, а современный – групповой или коллективной работе. Если в рамках традиционного урока проработка материала перенесена на домашнюю работу, то на современном уроке идет усвоение 80-90% учебного материала непосредственно на уроке за счет его многократной и вариативной отработки, обязателен также индивидуальный подход к выполнению домашнего задания.

Анализ этого материала позволит учителю по-новому осмыслить собственную позицию, выбрать для успешного проведения современного урока из широкого спектра образовательных технологий и методик, которые применяются в учебном процессе, «свою», позволяющую воспитать школьника активной, динамичной, творческой личностью.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин