9 сентября 2016 г.

Современная парадигма образования как стратегический ориентир его развития

Парадигма (от греч. Paradeigma – пример, образец) – общее представление о целях и сущности образования, его нормативная модель, определяющая направления его совершенствования. Это целостное представление о методологических подходах, ценностных критериях, определяющих направленность, выбор содержания, методов, средств обучения и воспитания, а также ориентиров и средств его совершенствования. Иными словами, парадигма – это концептуальная схема, отражающая понимание педагогического процесса, его возможности, его связи с общим процессом развития культуры и цивилизации. Естественно, что с развитием общества развивается и изменяется содержание парадигмы образования. Среди ученых нет единства в понимании и классификации различных педагогических парадигм, в том, целесообразно ли выделить ведущую парадигму или придерживаться полипарадигмального подхода, признающего правомерность ориентации на несколько выделенных парадигм.


С древних времен четко прослеживаются два основных подхода к процессу воспитания и обучения подрастающего поколения. Первый, традиционный, по существу авторитарный, ставящий в центр образовательного процесса педагога как носителя содержания образования, предполагает жесткую детерминацию учебного процесса учителем. Образовательный процесс основывается на его власти, фактически безграничной: учитель определяет цели учебной деятельности, планирует ее содержание, формы и методы, оценивает результаты деятельности учащихся. Противоположный подход – гуманистический – ставит в центр образовательного процесса ученика, его самовыражение как уникальной, представляющей абсолютную ценность личности.

На взгляд И. Г. Фомичевой, реальна возможность перехода от универсальной и единственной парадигмы к множественности парадигм образовательных систем, имеющих право на сосуществование в общем пространстве, что дает возможность вести речь о полипарадигмальности современного образования. Эти системы отличаются принципиально как по целям и содержанию, законам и закономерностям, так и по механизму действия и проявления, а, следовательно, и по результату. Автор обосновывает многомерный подход к выделению парадигм разных типов воспитания.

С целью выявления подходов к построению структуры педагогических систем И. Г. Фомичева предложила иерархию, при построении которой в качестве одного из возможных критериев рассматривается степень взаимодействия воспитательно-образовательной сферы с миром и обществом, наукой, образовательной практикой.

Следует отметить, что в общей парадигмальной схеме целесообразно сосредоточить внимание на двух ведущих, определяющих цели и результаты процессах – социализации и индивидуализации, на основном объекте-субъекте процесса – ученике, воспитаннике, формировании личности, на дуальных отношениях руководства и исполнения, творчества и алгоритмизации, гуманитарного и естественнонаучного познания, логики и эмоциональной сферы и др.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин