20 сентября 2016 г.

Формирование здоровьесберегающей компетенции учащихся на уроках естественного цикла

Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса, формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование компетенции здоровьесбережения – важнейшая цель здоровьесберегающей педагогики.


Компетенция здоровьесбережения включает в себя знание и соблюдение норм здорового образа жизни, правил личной гигиены, обихода, физической культуры человека, свободу и ответственность выбора образа жизни. Современные технологии обучения здоровью представляет собой включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.

Воспитание ценностных ориентаций у обучающихся на здоровье, обучение здоровьесберегающему поведению осуществляется как через базовые предметы: биология, экология, химия, - так и через внеклассную работу, классные час, игровые занятия, кружки, агитбригады и т.д. Учащиеся знакомятся с гигиеническими правилами по уходу за собой, с болезнями, связанными с нарушением правил гигиены. Большое внимание уделяется режиму учебы, отдыха, сна, подготовки к экзаменам. Обучаются методам снятия утомления, стресса.

Ведется работа по профилактике инфекционных заболеваний: рассматриваются причины возникновения инфекционных заболеваний, источники, пути передачи, поведение во время болезни, ответственность за распространение инфекций. Учащиеся получают информацию о ВИЧ/СПИД, о наследственных заболеваниях. Большое внимание уделяется профилактике вредных привычек: табакокурения, употребления спиртных напитков, наркомании.

Основное содержание предложенных мероприятий связано с воспитанием у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению; формированием представлений о здоровье как ценности.

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...». Эти слова принадлежат замечательному русскому педагогу В.А.Сухомлинскому.
Современному педагогу в своей работе необходимо руководствоваться принципами здоровьесберегающей педагогики:
  1. Ненанесение вреда.
  2. Приоритет действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
  3. Триединое представление о здоровье - неразрывное единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
  4. Непрерывности и преемственности.
  5. Субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
  6. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
  7. Комплексный, междисциплинарный подход.
  8. Медико-психологическая компетентность учителя.
  9. Гармоническое сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
  10. Превалирование позитивного воздействия над негативным.
  11. Активные методы обучения.
  12. Сочетание охранительной и тренирующей стратегии.
  13. Формирование ответственности учащихся за свое здоровье.
  14. Отсроченный результат.
  15. Контроль за результатом.
Создавая концепцию по укреплению здоровья, важно учитывать все компоненты здоровья, продумать работу так, чтобы в ней были задействованы не только ученики, но и их родители и учителя. Необходимо в тесной взаимосвязи учитель-родитель формировать идеал жизни и идеал человека, благоприятные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения и уменьшение воздействия на него негативных факторов.

Кафедра естественно-математических дисциплин
и методики их преподавания