Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса, формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование компетенции здоровьесбережения – важнейшая цель здоровьесберегающей педагогики.
Компетенция здоровьесбережения включает в себя знание и соблюдение норм здорового образа жизни, правил личной гигиены, обихода, физической культуры человека, свободу и ответственность выбора образа жизни. Современные технологии обучения здоровью представляет собой включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
Воспитание ценностных ориентаций у обучающихся на здоровье, обучение здоровьесберегающему поведению осуществляется как через базовые предметы: биология, экология, химия, - так и через внеклассную работу, классные час, игровые занятия, кружки, агитбригады и т.д. Учащиеся знакомятся с гигиеническими правилами по уходу за собой, с болезнями, связанными с нарушением правил гигиены. Большое внимание уделяется режиму учебы, отдыха, сна, подготовки к экзаменам. Обучаются методам снятия утомления, стресса.
Ведется работа по профилактике инфекционных заболеваний: рассматриваются причины возникновения инфекционных заболеваний, источники, пути передачи, поведение во время болезни, ответственность за распространение инфекций. Учащиеся получают информацию о ВИЧ/СПИД, о наследственных заболеваниях. Большое внимание уделяется профилактике вредных привычек: табакокурения, употребления спиртных напитков, наркомании.
Основное содержание предложенных мероприятий связано с воспитанием у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению; формированием представлений о здоровье как ценности.
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...». Эти слова принадлежат замечательному русскому педагогу В.А.Сухомлинскому.
Современному педагогу в своей работе необходимо руководствоваться принципами здоровьесберегающей педагогики:
- Ненанесение вреда.
- Приоритет действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
- Триединое представление о здоровье - неразрывное единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
- Непрерывности и преемственности.
- Субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
- Комплексный, междисциплинарный подход.
- Медико-психологическая компетентность учителя.
- Гармоническое сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
- Превалирование позитивного воздействия над негативным.
- Активные методы обучения.
- Сочетание охранительной и тренирующей стратегии.
- Формирование ответственности учащихся за свое здоровье.
- Отсроченный результат.
- Контроль за результатом.
Создавая концепцию по укреплению здоровья, важно учитывать все компоненты здоровья, продумать работу так, чтобы в ней были задействованы не только ученики, но и их родители и учителя. Необходимо в тесной взаимосвязи учитель-родитель формировать идеал жизни и идеал человека, благоприятные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения и уменьшение воздействия на него негативных факторов.
Кафедра естественно-математических дисциплин
и методики их преподавания