5 октября 2016 г.

Каковы особенности организации внеклассного чтения в начальной школе?

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования чтение рассматривается как универсальное учебное действие. В связи с этим основная задача учителя начальных классов – формирование навыков смыслового чтения. Составной частью литературного чтения являются уроки внеклассного чтения.
Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников родному языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтением обучающихся доступной им по содержанию литературы.
 
В ходе внеклассного чтения детская литература используется учителем как мощный фактор воспитания. У младших школьников формируются целесообразные читательские интересы, желание постоянно обращаться к книгам для удовлетворения общественных и личных потребностей, а также знания, умения и навыки, позволяющие детям действовать при выборе и чтении книг самостоятельно и квалифицированно.
 
Самостоятельное детское чтение – это индивидуальное молчаливое общение ребенка с кругом доступных книг и избранной для чтения книгой без непосредственной помощи учителя или другого квалифицированного читателя.
 
На первом году обучения работа с книгой, которую организует учитель на занятиях внеклассного чтения, является в значительной мере пропедевтикой самостоятельного чтения. Цель этой работы состоит в том, чтобы систематизировать имеющийся у детей запас знаний и жизненных наблюдений, помочь им накопить минимальный коллективный и индивидуальный читательский опыт, своевременно подготовить сознание и чувства детей к самостоятельному выбору и чтению небольших художественных произведений: сказок, рассказов, стихов.
 
Во втором классе цель обучения чтению состоит в том, чтобы, постепенно расширяя читательский кругозор обучающихся, приучить детей без помощи учителя самостоятельно настраиваться на чтение новой детской книги и сознательно прочитывать названное учителем произведение, опираясь на все читательские и общеязыковые знания, умения и навыки, полученные к моменту работы с детской книгой.
 
Цель внеклассного чтения в третьем-четвертом классах не меняется. К концу третьего класса у обучающихся должна выработаться потребность в самостоятельном и осмысленном выборе и чтении доступных детских книг.
 
Задача учителя состоит в том, чтобы, систематически занимаясь с детьми внеклассным чтением, обеспечить точное и последовательное выполнение всех требований программы.
 
Напоминаем, что в 1 классе (в период обучения грамоте) один раз в неделю 20 мин урока литературного чтения отводится на работу с детской книгой. Во 2-4 классах на уроки внеклассного чтения отводится один урок раз в две недели.
 
Учебными программами в 3-4 классах предусмотрено целенаправленное формирование творческой деятельности младших школьников на уроках внеклассного чтения. Содержание этой работы имеет преимущественно учебный характер. Поэтому в процессе проверки и оценки творческих видов заданий определяющей является мотивационная и развивающая функции. В оценке творческих заданий должны преобладать оценочные суждения учителя положительного характера.
 
Проверку и оценку опыта читательской деятельности обучающихся рекомендуем осуществлять в процессе текущего контроля в устной и письменной форме и учитывать при оценивании учебных достижений школьников по литературному чтению за каждую четверть.
 
С требованиями к оцениванию опыта читательской деятельности обучающихся можно ознакомиться в «Критериях оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования».
 
Перечень рекомендованной литературы для уроков внеклассного чтения расположен в конце учебников по «Литературному чтению» в I части - на первое полугодие и во II части - на второе полугодие.
 
«Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования» размещены на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/).
 
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования