В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта дошкольного образования модель образовательного процесса с дошкольниками должна предусматривать две составляющие:
- Совместная деятельность взрослого и детей (непосредственная образовательная деятельность (далее НОД) и режимные моменты).
- Самостоятельная деятельность дошкольников.
Компактной моделью решения образовательных задач является комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
В Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (приказ МОН ДНР № 409 от 18.08.2015) предложен примерный вариант комплексно-тематического планирования по каждому возрасту на целый год. Вместе с тем, дошкольная образовательная организация (учреждение) вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы с учетом особенностей местности, традиций и т.п.
Важно, чтоб образовательный процесс с детьми был «событийным». Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого.
Примерная схема планирования на основе комплексно-тематического и интегрированного принципов на один день с учетом структурных компонентов образовательного процесса представлена в методических рекомендациях отдела дошкольного образования Донецкого РИДПО.
Методические рекомендации «Организация работы в дошкольной образовательной организации (учреждении) в соответствии с задачами Государственного образовательного стандарта дошкольного образования» размещены на сайте ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» 30.08.2016 г. и отдела дошкольного образования по ссылке
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования