25 ноября 2016 г.

Формируем новое филологическое пространство

24 ноября 2016 г. в Донецком РИДПО состоялось четвёртое занятие Республиканской коуч-школы «Формирование нового филологического образовательного контента в условиях действия ГОС» для руководителей городских (районных) методических объединений учителей русского языка и литературы, представителей кафедр русской словесности Республиканских лицеев-интернатов.

Четвёртое занятие школы было посвящено проблеме формирования читательской компетентности обучающихся как способности к творческому чтению и освоению литературного произведения на личностном уровне.

Цель межкурсового методического мероприятия – повышение научно-методической и профессиональной компетенции руководителей городских (районных) методических объединений учителей русского языка и литературы по вопросу формирования нового филологического образовательного контента в условиях действия ГОС и путях формирования читательской компетенции обучающихся.

Задачи: актуализировать знания участников семинара о нормативно-правовых документах по организации филологического пространства в Донецкой Народной Республике; проанализировать результаты участия общеобразовательных организаций городов и районов в мероприятиях, проводимых в рамках Года чтения, объявленного Главой Республики А.В.Захарченко, участия словесников и юных филологов в творческих конкурсах разных уровней и форматов, связанных с читательской деятельностью; ознакомить руководителей городских (районных) методических объединений с формами и методами работы по формированию читательской компетентности обучающихся; оказать практическую помощь учителям в решении литературных задач олимпиадного уровня; дать практические рекомендации по организации работы на местах с обучающимися по формированию читательской компетентности и мотивации читательской деятельности; презентовать перспективный педагогический опыт по данной проблеме.

Спикерами коуч-школы стали: Л.В.Мельникова, заведующая отделом русского языка и литературы Донецкого РИДПО; Н.Н.Кайдаш, преподаватель Республиканского многопрофильного лицея-интерната при ДонНУ; И.Н.Данилова, учитель Торезского лицея «Спектр», руководитель городского методического объединения учителей-словесников; А.И.Калугина, учитель МОУ «Школа № 17 города Донецка»; Т.А.Лутова, учитель МОУ «Школа № 18 города Донецка», победитель Международного конкурса педагогического мастерства «Хрустальная чернильница - 2016».




Л.В.Мельникова подвела итоги работы коуч-школы и Года Чтения, рассказала о перспективах на 2017 год. Систему урочной и внеурочной работы по мотивации читательской деятельности обучающихся профильных классов представила Н.Н.Кайдаш, проиллюстрировав своё выступление фотовернисажем. «Видеоурок как результативная форма мотивации читательской деятельности обучающихся» – тема выступления И.Н.Даниловой. Ирина Николаевна продемонстрировала участникам технологию скрайбинга, которую словесник применяет в ходе проектирования урока литературы. Методический практикум «Буктрейлеры как оптимальная форма организации вдумчивого чтения и аналитической читательской деятельности, освоения литературного произведения на личностном уровне» презентовала А.И.Калугина, проафишировав словесникам игровой, неигровой и анимационный буктрейлеры. Своими методическими секретами поделилась Т.А.Лутова: «Я за вдумчивое чтение. Литературные задачи и анализ художественного текста на уроках литературы – это мотиватор активной читательской деятельности, показатель культуры чтения». Татьяна Анатольевна рассказала о методе коллажирования как форме творческого чтения и интерпретации художественного произведения. Учитель продемонстрировала творческие работы к роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

На заседании также обсуждались такие вопросы: видеоурок как результативная форма мотивации читательской деятельности обучающихся, учительский блог как читательский дневник и средство организации клуба любителей русской словесности, олимпиада по литературе как продуктивное средство мотивации читательской деятельности обучающихся, литературные задачи на уроках словесности, сочинения нетрадиционных жанров и творческие работы как продуктивное средство мотивации читательской деятельности обучающихся и др.

Участникам школы были предложены для обсуждения и дискуссии разнообразные видеосюжеты с участием словесников общеобразовательных организаций Республики, мотивирующие читательскую деятельность обучающихся: выступление победителя Республиканского конкурса художественного чтения и поэтического мастерства «В который раз я повторяю слова любви к родному краю», отрывки из фильма «Художественные чтения: Донбасс в зеркале русского слова», видеоролик о Международном конкурсе «Хрустальная чернильница» и др.

На занятии были очерчены перспективы работы учителей русского языка и литературы на 2017 год.

С материалами четвёртого занятия коуч-школы можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ на странице «ММ для руководителей МО».

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы