17 ноября 2016 г.

Алгоритм занятий по начальной военной и медико-санитарной подготовке

Исходя из сложной военно-политической и социально-гуманитарной обстановки в Донецкой Народной Республике, в образовательных организациях разных типов одним из актуальных вопросов формирования готовности обучающихся к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и защиты Отечества является оптимизация их познавательной активности на уроках по начальной военной и медико-санитарной подготовке.

В настоящее время на таких занятиях многими учителями используется специфический алгоритм теоретического познания и отработки навыков практических действий обучающихся, моделируемый в различных нестандартных ситуациях мирного и военного времени. В обобщённом виде он включает в себя диалектическое единство таких составляющих, как:

  1. Рассказ – учитель умело ставит цели развития личностных качеств обучающихся на уроке и реализует их средствами учебного предмета; убедительно разъясняет учебный материал, уверенно и профессионально используя при этом различные технологии, способы и практики.
  2. Личный показ – методом прямого и комментированного показа учитель активно использует тактику динамической адекватности; лично демонстрирует выразительную, ясную, подражательную наглядность в выполнении различных действий, приёмов; грамотно использует дидактические материалы (макеты, муляжи, плакаты, аудио-, видеоматериалы, электронные презентации и т.п.).
  3. Тренировка – учитель обращает внимание на качество выполнения упражнений обучающимися; поощряет индивидуальные учебные достижения, инициативу и самостоятельность обучающихся; дифференцированно даёт различные домашние задания; обоснованно стимулирует качество выполнения обучающимися учебных заданий, вводных, огневых и тактических летучек; исключает утомляемость, перегрузку обучаемых, используя при этом приёмы и методы военно-педагогических технологий, особенно в аспекте индивидуализированного обучения с учётом особенностей конституции, воспитания, темперамента, психосоматики и т.д.

Реализация на практике требований Государственных образовательных стандартов – это веление времени. Совершенствование специфического алгоритма теоретического познания и отработки навыков практических действий обучающимися – это эффективный способ повышения качества занятий по начальной военной и медико-санитарной подготовке. Новизна данного подхода заключается в том, что при использовании предложенного алгоритма в фокусе социально-педагогических, психологических, компетентностных, военно-прикладных образовательных условий, активизируется креативный потенциал обучающихся. Это, в свою очередь, способствует повышению уровня их военно-патриотического самосознания, мобилизационной готовности к защите Родины.

Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел физической культуры и спортивно-массовой работы