21 ноября 2016 г.

Восхождение на Республиканский Олимп знатоков русского языка

Язык хранит историю народа,
Его культуры негасимый свет.
Н.Шестер

19 ноября стартовал муниципальный/межлицейский этап Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики. Первыми олимпийскую эстафету приняли юные филологи.

На базе Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования состоялся межлицейский этап олимпиады.

В интеллектуальных состязаниях приняли участие 32 обучающихся из четырёх Республиканских лицеев: Республиканского многопрофильного лицея–интерната при ДонНУ, Государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения «Республиканский лицей-интернат «Эрудит» – центр для одаренных детей», Республиканского медицинского лицея-интерната с углубленным изучением естественных наук, Республиканского лицея-интерната с усиленной военно-физической подготовкой им. Г.Т.Берегового.

Лицеисты 3 часа трудились, выполняя письменные задания. Участники-десятиклассники объясняли значение фразеологизмов, расшифровывали анаграммы, находили синтаксическое явление, характерное для древнерусского языка, решали лингвистические задачи, выполняли стилистический анализ текста, писали эссе на одну из предложенных тем: «Память сердца», «Дом как важнейшая ценность бытия», «Язык – это целый мир». Затем демонстрировали своё умение произносить ораторскую речь, аргументируя свою точку зрения на актуальные проблемы («Вопросы, заданные человеку войной», «Слово за нами!» «Пишем книгу мира!», «Что важнее всего в человеке», «Люди Донбасса, которыми я горжусь», «Что формирует судьбу человека?»).

Одиннадцатиклассники вспоминали состав современного русского алфавита, доказывали этимологическое родство слов, подбирали к иностранным словам синонимы, обозначали морфемный состав слов, объясняли многообразие использованных в текстах языковых средств, обосновывали принадлежность текста к определённому стилю, решали лингвистические задачи, создавали эссе, ярко афишировали свои духовные ценности, демонстрируя адресность своего высказывания на актуальные темы: «Лучшие мысли человечества… О чём и о ком они?», «Какой он – харизматичный человек?», «Время выбрало нас!», «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы», «Мы в ответе за… всё!», «Час мужества!».

Своими впечатлениями об участии в олимпиаде поделились ребята, которые одними из первых выполнили задания. «Понравилась атмосфера праздника языка, тема сочинения заставила мобилизоваться, несмотря на волнение; лингвистическая задача показала слабые места в языковой подготовке. Есть над чем поработать» (Юлия Ласкавая 10 класс, медицинский лицей); «Очень понравились темы сочинений-эссе: «Человек и время, общество и эпоха глазами выпускника 2017 года», «Мой современник… Какой он?», «Слово о языке», «Любовь, честь, патриотизм… Слова или жизнь?». Они и философские, и духовно-нравственные, и этические, и культурологические, и патриотические. К сожалению, сложной для меня оказалась лингвистическая задача» (Евгения Кривцун – 11 класс, лицей при ДонНУ); «Олимпиада была нелёгкая. И всё же было интересно. Занимательными, хотя и трудными, на мой взгляд, были лингвистические задачи. Тему для эссе «Память сердца» выбрал, чтобы рассказать обо всём, что накипело в душе, связанное с сегодняшними событиями» (Дмитрий Попов – 10 класс, военный лицей); «Самым сложным мне показалось задание 1.6. о языковой игре, самым интересным – лингвистическая задача. Очень понравилось размышлять. Обязательно найду в Интернет аналогичные задачки, чтобы проверить свои знания» (Марк Ханович – 10 класс, лицей «Эрудит»).

Методические службы гг. Тореза, Макеевки, Снежного, Донецка, Калининского, Кировского, Будённовского, Ворошиловского районов города Донецка, Амвросиевского района первыми прислали информацию и фотоотчёты о том, как прошла олимпиада в их городах и районах. С материалами можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com/ на странице «Олимпиады».

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел русского языка и литературы