Современная методика системно-деятельностного обучения естественно-математических дисциплин учитывает изменения технологического компонента организации деятельности на уроках.
Конструирование учебно-воспитательного процесса осуществляется с учетом таких приоритетных векторов, как востребованность результатов образования в жизни, личностная ориентация, умственная активность, поисково-исследовательская, творческая работа, формирование универсальных учебных действий и др. По этой причине сегодня в публикациях, посвященных этой проблеме, отмечается роль учителя как тьютора познавательной деятельности обучающихся. Так при осуществлении исследовательской работы на уроках химии в общеобразовательной организации выделяют три вида деятельности обучающихся по освоению нового материала:
- материальную (проведение опытов или демонстраций с изучаемым веществом);
- материализованную (работа с моделями молекул, кристаллическими решетками, таблицами, графиками, решение расчетных задач);
- интеллектуальную (составление химических формул и уравнений, установление взаимосвязей и аналогий, формулирование выводов).
Наиболее эффективным инструментарием обновления методики преподавания является использование современных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности, умственного развития, формирование внутренней нравственно-волевой регуляции. Среди инновационных по форме взаимодействия учителя и обучающихся, но в настоящие время в меньшей степени востребованных педагогами, можно выделить следующие современные методы с акцентом на их положительные характеристики и преимущества:
- креативные группы – возможность работать самостоятельно, вырабатывать навыки принятия решений;
- летучка – привязка к актуальным вопросам реальных ситуаций через обмен мнениями, информацией;
- мифологемы – развитие креативного мышления на основе разработки несуществующих сценариев, схожих с существующими;
- участие в официальных мероприятиях – развитие навыков коммуникации, аналитических способностей в ходе посещения различных мероприятий (выставки, конференции и др.) с последующим составлением оценочного отчета.
Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет представить все содержание учебной дисциплина как дидактическую систему, направленную на ее усвоение в ходе деятельности. Для этого следует усилить внимание педагога к содержательному блоку о способах научного познания и включить в арсенал своего методического комплекса разные по сложности и характеру выполнения учебные задания.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания