По современным психолого-педагогическим требованиям важная роль в процессе усвоения химических знаний отводится использованию получаемых знаний при решении задач различных типов. Решение расчетных и качественных задач развивает творческую самостоятельность учащихся, способствует более глубокому освоению учебного предмета. Именно посредством решения задач различных типов и уровней сложности может быть эффективно освоен курс химии.
Исследования проблемы обучения учащихся решению задач показывают, что несформированность умений является следствием следующих причин:
- решая задачу, не осознают должным образом свою собственную деятельность, т.е. не понимают сущности задач и хода их решения;
- не всегда анализируют содержание задачи, проводят ее осмысление и обоснование;
- не вырабатывают общие подходы к решению и не определяют последовательность действий;
- часто неправильно используют химический язык, математические действия и обозначение физических величин и др.;
Преодоление этих недостатков является одной из главных целей, которые ставит перед собой учитель, приступая к обучению решению расчетных задач.
Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета. Решение задач:
- учит мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации;
- проявляет взаимосвязь представлений и понятий;
- ведет к лучшему пониманию учащимися химических явлений в свете важнейших теорий;
- позволяет установить связь химии с другими предметами, особенно с физикой и математикой;
- является средством закрепления в памяти учащихся химических законов и важнейших понятий;
- служит одним из способов учета знаний и проверки навыков, полученных в процессе учения предмета;
- воспитывает в процессе изучения у учащихся умение использовать полученные знания для решения практических проблем, тем самым связывая обучение с жизнью и деятельностью человека.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин