26 декабря 2016 г.

Проектные технологии на уроках украинского языка и литературы

19 декабря 2016 г. в соответствии с Планом работы Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.12.2015 г. № 936 «Об организации учебно-воспитательного процесса с руководящими и педагогическими кадрами при Донецком РИДПО в 2016 году», отдел украинского языка и литературы презентовал обобщённый опыт учителя украинского языка и литературы Харцызской специализированной школы с углублённым изучением иностранных языков № 26 Никулиной Т.Г.

Членам учёного совета был представлен ППО по теме «Проектные технологии на уроках украинского языка и литературы». Его суть изложила заведующая отделом украинского языка и литературы Ткачук Т.В.

Татьяна Валерьевна сообщила коллегам, что Т.Г.Никулина работает на педагогической ниве с 1990 г., стаж составляет 27 лет, имеет высшую квалификационную категорию, звание «учитель-методист», руководит школьным методическим объединением с 1992 г., тесно сотрудничает с опытными педагогами и является наставником для молодых. Представленный опыт соответствует установленным требованиям, выдвигаемым к структурному наполнению, а именно:

  • определены актуальность и перспективность проблемы;
  • дана мотивация;
  • прописана научно-теоретическая база;
  • чётко сформулированы цели, задачи;
  • указана технологическая основа;
  • показана результативность и практическое значение.

Новизна опыта – в авторском подходе к организации учебного процесса с использованием инновационной технологии – проектной. Учитель отмечает, что одной из основных целей является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться полученной информацией для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; проявляют исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают критическое мышление.

Действия осуществляются по алгоритму проектной работы в рамках уроков украинского языка и литературы и во внеурочное время. Учитель выделяет шесть этапов работы: подготовительный (мотивационный), этап планирования, этап разработки, этап оформления результатов, защиты проектов, рефлексии.

Никулиной Т.Г. используется метод анализа Фостера, анкетирование, с целью уяснения участниками собственной стратегии, самооценки продвижения по проекту, координации деятельности, поощрения. Анализируя ответы обучающихся, учитель корректирует план индивидуальных консультаций, составляет необходимые инструкции.

Имеющиеся данные мониторинговых исследований по формированию ключевых и предметных компетентностей на уроках украинского языка и литературы в условиях систематического использования проектной технологии иллюстрируют стабильный рост показателей.

Таким образом, использование педагогом метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности, способствует развитию коммуникативной компетенции.
Опыт Никулиной Т.Г. утверждён решением учёного совета Донецкого РИДПО (протокол № 8 от 19.12.2016 г.) и внесен в Республиканский банк данных перспективного педагогического опыта.

С 2017 г. отделом украинского языка и литературы запланированы мероприятия по внедрению данного ППО. Так, 09 июня состоится промовебинар «Проектные технологии на уроках украинского языка и литературы в условиях внедрения Государственных образовательных стандартов» (ознакомление с авторской технологией Т.Г.Никулиной).
 
Кафедра общественно-гуманитарных  дисциплин и методики их преподавания

Отдел украинского языка и литературы