7 февраля 2017 г.

Какие методы обучения относятся к активным формам организации учебной деятельности?

Эвристические методы обучения – активизируют познавательную самостоятельность обучающихся. Система современных эвристических методов обучения включает: метод мозговой атаки, прямая мозговая атака, массовая мозговая атака, мозговой штурм, метод эвристических вопросов (метод ключевых вопросов), метод многомерных матриц (метод морфологического анализа), метод свободных ассоциаций, метод инверсии, метод эмпатии, метод синектики.

Метод «мозговой атаки» понимается как метод стимуляции творческой активности обучающихся. Он позволяет преодолеть рутинное мышление, рационализм, эмоциональную вялость. Доброжелательный психологический климат способствует интеллектуальной раскованности, усиливает интуицию и воображение (коллективно генерировать идеи продуктивнее, чем индивидуально).

Метод эвристических вопросов целесообразно применять для накопления дополнительной информации в условиях проблемной ситуации, для систематизации уже имеющейся информации.

Метод многомерных матриц – это непривычная комбинация уже известных элементов или известного с неизвестным. Этот метод основан на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в ходе матричного анализа исследуемой проблемы.

Метод свободных ассоциаций. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи.

Метод инверсии (обращения) ориентирован на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Новый ракурс позволяет взглянуть на задачу по-новому, преодолеть стереотипы формальной логики и здравого смысла.

Метод эмпатии, который чаще называют методом личной аналогии. Специфика приема состоит в том, что это как бы связующее звено между интуитивными и логическими процессами мышления. Данный метод предполагает создание фантастических образов, разрушает «барьеры здравого смысла» и может натолкнуть на оригинальные идеи.

Учитель может активно и творчески комбинировать активные методы обучения, применяя комплексный подход, что способствует наибольшей эффективности учебно-воспитательного процесса.
 
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

Отдел естественных дисциплин