Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС). Ведь предметная среда – это не просто набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он воспитывается и развивается.
Вопрос организации РППС дошкольной образовательной организации на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, внедрением Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
При построении РППС для детей до 3-х лет следует учитывать возрастные, физиологические и психологические особенности ребёнка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неумелом стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.
Умело организованная среда, практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, уменьшает тревожность в условиях отсутствия близкого взрослого. Дети спокойно входят в группу сверстников, проявляют друг к другу чувства симпатии. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе.
Исследования показали, что окружающая ребёнка среда должна выступать в интеграле взаимодействия трёх составляющих:
- развивающего общения ребёнка со взрослым;
- развивающей предметно-пространственной и игровой среды;
- развивающих видов деятельности.
Таким образом, РППС, организованная педагогами, не может эффективно воздействовать на ребёнка без активного участия взрослого. Взрослый должен «открыть» её для ребёнка, «подарить» её ребёнку в процессе развивающего общения.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования