28 сентября 2017 г.

Возможна ли творческая работа с учебником?

С учебником ежедневно сталкиваются практически все педагоги. Более того, учебник – это основное средство обучения в большинстве педагогических систем. Поэтому, если мы считаем нужным развитие творческих способностей, закономерен вопрос, может ли этому способствовать и, если может, то каким образом, учебник.

Согласно определению Д.Д. Зуева учебник – носитель предметного содержания образования, а также видов деятельности, определённых программой для обязательного усвоения с учётом возрастных и иных особенностей учащихся. Поставленный в заглавии вопрос можно рассматривать с двух сторон: во-первых, как создать учебник, направленный на развитие творчества, и, во-вторых, как работать с существующими учебниками, чтобы создать условия для творчества.
Перераспределение функций неизбежно как в учебнике в целом, так и между отдельными его компонентами. Прежде всего, следует отметить, что это перераспределение двоякого рода. Во-первых, часть своих функций учебник передаёт учебным текстам других видов. Во-вторых, несколько изменяется сама структура учебника, в которой проявляются нетрадиционные элементы. Фактически, учебник из просто учебника превращается в учебник-задачник-органайзер. Главное отличие от традиционного учебника – это перенос акцентов с обучения на развитие и саморазвитие, что находит отражение и в содержании и структуре учебника. Так, например, информационную функцию в творческом учебнике выполняет система образовательных ситуаций. Значительная часть структурных элементов, традиционно относящихся не к собственно тексту, а к аппарату организации усвоения, такие как задания или инструктивные материалы, также частично приобретает информационные функции, обеспечивая предметное в первом случае и метапредметное во втором случае содержание. Изменяются взаимосвязи между собственно текстом и таблицами и иллюстративными материалами, которые используются не как вспомогательный элемент, предназначенный в основном для закрепления, а как активный элемент образовательной ситуации.
Отметим, что А.В. Хуторской делит способности учащихся (которые мы, собственно, и ставим целью развивать) на три группы: когнитивные, креативные и оргдеятельностные. При этом в отличие от других педагогических систем, развивающих преимущественно когнитивную сферу, требуется уделять равное внимание развитию всех трёх групп способностей. Особое внимание обращается на формирование умений целеполагания, выбора собственной траектории движения по предмету и рефлексии, как фундаментальным предпосылкам обучения.
Но, поскольку на практике приходится работать с совсем другими учебниками, следует также подумать и о том, как сделать, чтобы работа учащихся с ними была более творческой.
Наблюдения показывают, что большинство школьников не владеют вообще или владеют только формально основными методами работы с текстом. Формально – значит, не понимают, зачем и для чего требуется уметь составлять план, выделять тезисы, писать конспект, аннотацию и т. п. Большинство учащихся считает, что существует два основных вида чтения – «быстрое» и «медленное». На самом деле различных видов чтения больше, и их количество зависит не от такого формального параметра, как скорость чтения, а совсем от другого – цели, для решения которой необходимо прочитать текст. Каждый из видов чтения можно делать более или менее творчески.
Наименее творческим является ознакомительное чтение. Обычная формулировка задания для ознакомительного чтения примерно такова: «Познакомьтесь с содержанием параграфа и выделите его основную тему. На какие ещё вопросы отвечает автор?» Более продуктивным является вопрос: «Для чего вам лично может понадобиться материал данного параграфа? Составьте аннотацию» Но наиболее творческим является следующий вариант: «Обратите в ходе чтения на возникающие у вас вопросы и выделите те из них, на которые автор не отвечает (или отвечает не очевидным для вас образом)». Этот вариант ознакомительного чтения очень полезен как подготовка к исследовательской работе.
Чем принципиальным (кроме, конечно, скорости) отличается чтение для понимания? Это «чтение с карандашом» или с тетрадью. Суть этого вида чтения – реструктуризация материала с учётом ведущего способа восприятия каждого учащегося. Выделяют три способа восприятия – вербальное, визуальное, моторное, причём вербальное формируется позже всех и у многих учащихся в недостаточной степени. Но учебник-то предлагает учащимся в основном текст! Вывод – учащемуся для полного понимания необходимо перевести содержание текста в ту форму, которая соответствует его возможностям в наибольшей степени. Обычно рекомендуют выделить основные тезисы, но такой вариант по понятным причинам подходит не для всех. Более продуктивным является составление таблицы или структурной схемы основных понятий, иллюстрации, графика (системы графиков), заполнение таблицы, содержание которой составляют ответы из текста на три эвристических вопроса: «Что? Как? Почему?» - она может лечь в основу творческого конспекта
Чтение для последующего воспроизведения, конечно, не сводится к зазубриванию текста, как это делают многие учащиеся. Подготовка к изложению содержания своими словами и более или менее подробному пересказу также не являются действительной целью обучения. Ведь запомнить – это значит показать другим своё понимание без опоры на источник. К сожалению, не всегда способ восприятия и способ запоминания совпадают, поэтому тоже должна происходить реструктуризация текста, но уже в вид, наиболее удобный для запоминания, будь то конспект, опорная схема или что-то ещё. В чём может выражаться творчество? В создании собственной системы опорных сигналов для запоминания текста. Если написание плана, постановка вопросов, подбор примеров к тексту будут не самоцелью, а инструментом решения конкретной проблемы запоминания, то обучение и на предметном уровне, и на метапредметном уровне будет намного эффективнее.
Творческих заданий тексту учебника можно предложить довольно много. Все они должны иметь своим требованием продуктивность – создание собственного продукта учащегося. Единственное замечание: в этом случае не стоит говорить учащимся: «Сначала прочитайте этот текст, а потом я вам дам интересное задание», задание лучше формулировать сразу, перед чтением. Практика показывает, что это вариант эффективнее.
Таким образом, как творческий потенциал развития учебника как такового, так и способов работы с ним ещё далеко не исчерпан.
 Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел информационного обеспечения образования