Едва ли есть высшее из наслаждений,
как наслаждение творить.
Н. Гоголь
В соответствии с Планом работы Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования в 2017 году в Новоамвросиевской ОШ I-III ст. Амвросиевского района работает экспериментальная площадка «Педагогические условия реализации эстетико-воспитательного потенциала курса «Искусствоведческое краеведение Донбасса», основной целью деятельности которой является специально организованное изучение инновационных практик Республики как условие профессионального развития педагогических работников.
Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр., в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. Это процесс, в результате которого создается что-то новое и красивое. Для взрослых, например, очень важно, каков будет конечный результат творчества. А что такое творчество для ребёнка? Это его мир, в котором он ‑ творец. Это мир развития его фантазии, воображения. Ребёнку важен сам процесс занятий творчеством.
Прекрасное в жизни – и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связаны с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) ‑ без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой ‑ цель педагогического процесса. На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики и очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые. Паустовский К. Г. сказал: «Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение». Курсам «Искусствоведческое краеведение Донбасса» отводится значительное место для творческой деятельности ребенка, которая помогает им погрузиться в мир искусства, как созерцая, вслушиваясь в произведения мастеров, так и создавая самостоятельные творенья.
В рамках работы экспериментальной площадки Новоамвросиевской ОШ I-III (директор Минасян Н.Г.) был торжественно открыт «Зал детского творчества» в котором были представлены работы не только воспитанников, но и педагогов. Открытие «Зала детского творчества» позволило всем присутствующим познакомиться с такой формой воспитательной работы, как ученическая экскурсия. Ребята-экскурсоводы провели экскурсии по залу для своих же сверстников, родителей, гостей школы. Каждой экскурсии предшествовала кропотливая работа учителя-наставника и ученика-экскурсовода. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии. Так подготовлены и проводятся тематические экскурсии «Такая прекрасная и загадочная древесина», «Разноцветный квилинг», «Волшебный клубочек». Ребята рассказывают о техниках исполнения работ, демонстрируют посетителям свои художественные достижения и, конечно же, открывают для себя что-то новое.
Для художественно-эстетического образования сегодня определяющим компонентом является формирование и совершенствование художественно-предметных компетенций, необходимых для рационального педагогического направленного использования новых образовательных художественно-педагогических технологий.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел культуры и эстетики