- Какие эвристические технологии можно применять на уроках английского языка?
Применение эвристических технологий на уроках иностранного языка позволяет индивидуализировать обучение. Создание проблемных ситуаций с целью совершенствования речевых умений и языковых навыков в процессе обучения иностранному языку повышает творческую и познавательную активность обучающихся за счет использовании нестандартных методов, форм и приемов обучения.
Когнитивно-эвристический подход повышает мотивацию к творческой и учебной деятельности обучающихся, создает комфортную среду обучения, способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала личности обучающихся и выработке самооценки, формирует навыки и привычку самостоятельной работы.
Эвристические формы и методы обучения представляют собой широкую группу дидактических средств, они направлены не только на создание обучающимися образовательной продукции, но и на подготовительную и сопровождающую творчество работу: планирование, оценку, контроль, рефлексию, усвоение базового содержания образования.
А.В. Хуторской выделяет три группы эвристических методов: когнитивные, креативные и оргдеятельные методы обучения.
К когнитивным методам он относит метод вживания (эмпатии), метод смыслового видения, метод символического видения, метод прогнозирования, метод конструирования правил и понятий, метод гипотез, метод конструирования теорий, метод эвристического наблюдения и исследования. Креативные методы обучения обеспечивают ученикам возможность создания собственных образовательных продуктов. Это придумывание, воображение, «мозговой штурм».
К организационно-деятельным методам эвристического обучения относятся методы рефлексии и контроля эвристической деятельности, методы самооценки, которые позволяют качественно и количественно оценить собственную творческую деятельность.
Широко известный и популярный метод проектов также относится к организационно-деятельным методам эвристического обучения. Менее известны в школьной практике методы ученического целеполагания, прогнозирования и планирования, создания образовательных программ учениками, нормотворчества, метод самоорганизации и взаимообучения, метод рецензий.
Поэлементное, поэтапное – от начального звена до старшего, введение в обучение иностранным языкам этих приемов и методов обеспечивает максимально высокий уровень личностных, предметных и метапредметных результатов изучения иностранных языков.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики
их преподавания
Отдел иностранных языков