В условиях целенаправленного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации дифференцированный подход с детьми реализуется в непосредственной образовательной деятельности. Организация и осуществление непосредственной образовательной деятельности предполагает разумную дифференциацию заданий, постановки перед детьми посильных задач с учетом их уровня знаний, умений и навыков, а также последовательное усложнение познавательных задач.
В дидактике нет готовых рецептов на все случаи жизни по реализации данного принципа, поскольку сама проблема дифференцированного подхода в обучении носит творческий характер. Необходимость реализации дифференцированного подхода в обучении связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех дошкольников целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей.
Дифференцированный подход в обучении и воспитании включает в себя достаточно большое количество педагогических действий. Этот метод представляет собой комплекс мер, направленных на изучение, учет и развитие типологических особенностей.
Какие основные задачи решаются в процессе использования принципа дифференцированного подхода?
В задачи дифференцированного подхода в обучении входит обеспечение:
- достижения обязательных результатов каждым ребенком в соответствии с его реальными возможностями;
- совершенствование творческого, ценностного, познавательного, художественного, коммуникативного потенциала детей;
- восприятия знаний в соответствии с реальными возможностями и ориентацией на "сферу ближайшего развития".
В дошкольном образовании существует множество технологий и методик известных педагогов, с помощью которых воспитатель может реализовать принцип дифференцированного подхода в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками (Е. Шулешко, Ш. Амонашвили, Парамонова Л.А., Гербова В. и др.)
Дифференцированный подход в обучении дошкольников позволяет воспитателю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования