21 ноября 2017 г.

Концептуально-технологический подход к сопровождению филологически одаренных учащихся

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский
В соответствии с Планом работы ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования» 16 ноября 2017 года состоялось плановое заседание авторской творческой мастерской «Концептуально-технологический подход к сопровождению филологически одаренных учащихся» учителя-методиста МОУ «Специализированная школа № 18 с углубленным изучением гуманитарных дисциплин города Донецка» Филиппенко Елены Анатольевны.

Цель мероприятия: ознакомить участников мастерской с авторской технологией учителя-методиста, продемонстрировать формы и методы работы с филологически одаренными учащимися; ориентировать на необходимость внедрения концептуально-технологического подхода в процессе преподавания украинского языка и литературы.
В мастерской автора побывали слушатели курсов повышения квалификации «Система работы учителей украинского языка и литературы по внедрению технологии развития критического мышления» (курсы 2.2.5 руководитель Королева Л.В.), а также все желающие педагоги-словесники из городов Донецка, Горловки, Докучаевска, Ждановки, Макеевки, Харцызска, Амвросиевского и Новоазовского районов.
Елена Анатольевна ознакомила присутствующих с ключевыми концепциями, на которых базируется ее педагогическая деятельность:
  • педагогические технологии в качестве сопровождения филологически одаренных учащихся;
  • организация их обучения;
  • создание психологического пространства взаимодействия учителя и учащегося в системе сотрудничества;
  • построение индивидуальной траектории развития филологически одаренных детей.
В ходе работы были рассмотрены актуальные вопросы реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Участникам продемонстрированы инновационные технологии, которые способствуют формированию компетентной личности современного школьника, а также приемы развивающего обучения, интерактивные формы работы, посредством которых создаются условия для продуктивного освоения учебного материала и реализации творческого потенциала учащихся. Разработанная учителем индивидуальная траектория развития одаренного ученика дает возможность коллегам определять пути развития филологических творческих способностей подростков.
Во время мастер-класса по реализации текстоцентрического подхода в организации учебной деятельности школьников слушатели научились применять интерактивные приемы лингвистического и литературоведческого анализов, освоили формы работы, которые способствуют развитию критического и образного мышления.
Участники мастерской Елены Анатольевны не только почерпнули новую информацию, но и с удовольствием поделились своим опытом. Об этом свидетельствуют выступления «учеников» и «последователей» Мастера:
  • Буше Ю.Н., учитель МОУ «Лицей № 12 города Донецка», провела мастер-класс «Использование приемов системно-деятельностного подхода на уроках украинского языка и литературы»;
  • Волосюк И.В., учитель МОУ «Школа № 72 города Донецка», презентовала проект «Использование мнемо-карт на уроках украинского языка и литературы (на материале цикла уроков в 5 классе)»;
  • Гонюк Ю.Н., учитель МОУ «Гимназия информационных технологий № 61 города Донецка», поделилась своим опытом об использовании облачных технологий на уроках украинского языка и литературы;
  • Коваленко Г.А., учитель Иловайской общеобразовательной школы № 12 им. М. Толстых, провела мастер-класс «Технологии деятельностного подхода на уроках украинского языка и литературы»;
  • Лупина О.М., учитель МОУ «Лисиченская школа» Амвросиевского района, провела мастер-класс «Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках украинского языка и литературы»;
  • Масельская О.В., учитель МОУ «Специализированная школа № 95 города Донецка», выступила с презентацией своего опыта работы «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках украинского языка и литературы»;
  • Сайченко Ю.А., учитель МОУ «Средняя школа № 88 города Макеевки», представила свой опыт работы с филологически одаренными обучающимися «Компетенция учителя – важный фактор в развитии творческой личности»;
  • Стукан Г.В., учитель МОУ «Школа № 20 города Донецка» провела мастер-класс «Внедрение прогрессивных интерактивных технологий на уроках украинского языка и литературы».
В конце мероприятия Елена Анатольевна поблагодарила всех присутствующих за теплые отзывы, продуктивную работу и творческий обмен опытом.
С материалами участников мастерской можно ознакомиться, перейдя по ссылке…

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел украинского языка и литературы