Согласно Государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения.
Чтение учебного текста – одно из основных универсальных учебных действий. Практически все познавательные универсальные учебные действия так или иначе предполагают работу с текстом. Ознакомительное чтение позволяет находить информацию в разных источниках, аналитическое чтение – выявлять эксплицитную и имплицитную информацию. Выделение главного и второстепенного, обобщение и классификация, сравнение и аналогия – это не только логические операции, но и приёмы изучающего чтения. Для понимания учебного текста необходимо сформировать у учащихся следующие коммуникативные умения:
- предугадывать содержание текста по заголовку и подзаголовку;
- выделять ключевые слова и словосочетания;
- вставлять в текст пропущенные слова, т.е. предугадывать содержание микротемы и определять логические связи между частями текста;
- задавать вопросы к тексту и отвечать на них;
- составлять план текста;
- сжимать содержание текста до одного предложения.
Перечисленные умения являются сквозными, формируемыми на протяжении всего процесса обучения.
Чтение художественного текста – сложный и многогранный процесс. В процессе чтения происходит понимание чужой мысли и осознание собственной реакции на эту мысль, создание собственного текста, воссоздание художественного мира произведения на своём интеллектуально-чувственном уровне. В ходе чтения художественного текста выстраивается внутренний диалог с автором. Основной способ ведения такого диалога – медленное чтение.
Основные приёмы медленного чтения:
- вычленение и интерпретация микроконтекстов (портреты, пейзажи, художественные детали, сны героя и т.п.);
- формулирование общего смысла произведения – концепта;
- рефлексия – осмысление своего понимания-непонимания;
- перевод текста на другой язык – интерпретация (написание сочинения, инсценизация и т.п.).
Показателем уровня владения навыком чтения художественного текста можно считать умение отвечать на вопросы. При этом вопросы должны касаться разных типов информации: фактуальной (например, где и когда происходит действие?), концептуальной (например, какую роль играет пейзаж?), подтекстной (например, мог ли герой поступить иначе?).
Предлагаем педагогам начального общего образования ознакомиться с коммуникативными аспектами обучения чтению и контрольно-диагностическими материалами по чтению. Данный материал расположен на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО (http://nachalo2015.ucoz.com/) в разделе «Библиотека».
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования