Филология сближает человечество…
Это высшая форма гуманитарного образования,
которая лежит в основе всей человеческой культуры.
Д.С. Лихачев
27 января 2018 года стартует заключительный этап Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики. Первыми в интеллектуальных соревнованиях примут участие юные филологи.
164 обучающихся 7-11-х классов, которые являются победителями муниципального / межлицейского этапа олимпиады текущего учебного года, победителями заключительного этапа Республиканской олимпиады предыдущего учебного года и продолжают обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, проверят уровень своих знаний по русской филологии.
Участники олимпиады юных филологов будут выполнять четыре уровня заданий (всего 10): на проверку уровня письменной (I-III уровни) и устной (IV уровень) речи.
В первом уровне обучающимся будут предложены задания из разных разделов языкознания: фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации, стилистики и культуры речи; эти задания проверят уровень лингвистической подготовки школьников. В каждом классе будет по 6 заданий репродуктивного или конструкторского характера. Максимальная сумма баллов – 30.
Второй уровень – соревнование на лучшее умение также решать лингвистические и лексико-этимологические задачи – задание 7 (лингвистическая задача — задача, для решения которой не требуется владение языком задачи (все материалы, существенные для решения, есть в условии). В этом году составители заданий сделали акцент на метапредметной стороне задач, а также развитии универсальных учебных действий (УУД), поэтому участникам необходимо будет выполнить какие-то математические расчёты, вспомнить достаточно известные латинские, древнегреческие, древнерусские названия цифр и букв, обратить внимание на технологию конструирования химических формул, обратиться к истории развития русского языка. С образцами таких задач и их решением можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com в цикле «Готовимся к олимпиаде по русскому языку» в разделах «Олимпиада» и «Для юных филологов». Второе задание второго уровня (или задание 8) – это комплексная работа с текстом (прозаическим или поэтическим), где требуется знание всех разделов языкознания. Предполагается расстановка знаков препинания, определение темы текста, его стиля и типа, работа с заголовком; фонетический, лексический, морфемный и др. виды разбора; определение изобразительно-выразительных средств и типов предложений, составление схем предложений, формулировка ответов на вопросы в виде предложения определённого типа и т.д.
Т.е. задания второго уровня будут носить конструкторско-творческий характер.
Максимальная сумма баллов за этот уровень – 40.
Третий уровень – творческое задание (№ 9). Школьникам будет предложено написать сочинение (например, в жанре эссе, репортажа, выступления на конференции или во время диспута, страницы из дневника, в виде сочинения-рассуждения и т.д.) на одну из предложенных тем, в том числе лингвистическую, а также нравственно-этического содержания. Это может быть согласие или несогласие с высказыванием философа, писателя, общественного деятеля. В ходе написания творческой работы юные филологи должны продемонстрировать не только знание темы, умение рассуждать, аргументированно обосновывать свою точку зрения, но и показать свой круг чтения, уровень образованности и общей культуры. Максимальная сумма баллов за этот уровень – 20.
Четвёртый уровень – конкурс ораторского мастерства (длительность устного выступления – от одной до трёх минут; в 10-11 классах допускается 5 минут). Круг тем этого тура – вопросы нравственно-этических норм, духовно-эстетические проблемы, семья, школа, выбор, свобода, подвиг, слово, язык, книга, чтение, компьютер, экология …и т. д.
При подготовке к этому виду соревнований рекомендуем ознакомиться с алгоритмом устного выступления: представление, указание названия темы выступления, формулировка цели выступления, изложение содержания по чёткой структуре и с учётом хронометража. Не следует забывать о лингвистической культуре и мастерстве речи, а также о контакте оратора и аудитории (без излишней театрализации). Высший балл за ораторская речь – 10 баллов.
Общее (максимальное) количество баллов – 100.
Обращаем внимание на общую культуру выполнения работы участниками, на полноту ответа! В каждом задании первого и второго уровней снижается общий балл на 1-2 (в зависимости от количества ошибок), если в работе допущены орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические и др. виды ошибок.
В ходе выполнения работ участникам олимпиады не разрешается пользоваться словарями, в том числе орфографическими, другой справочной литературой, текстами художественных произведений, хрестоматиями, учебными пособиями, вспомогательными таблицами и гаджетами.
Время написания работы – 4 астрономических часа (10.00-14.00) письменный тур + устный тур: конкурс ораторского мастерства (участие является обязательным; балл за устное выступление суммируется с баллом за письменную работу).
Место проведения олимпиады: МОУ «Школа №3 города Донецка» (директор Иващенко О.О.). Адрес: г. Донецк, ул. Трамвайная, дом 36.
Торжественное открытие – 27 января 2018 года в 9.30.
В 10.00 участники олимпиады приступят к выполнению заданий.
С общими итогами заключительного этапа олимпиады юных филологов и фотоальбомом можно будет ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы на странице «Олимпиада» http://kabruss.blogspot.com/2015/12/iii.html#more после проверки членами жюри работ участников.
С целью самопроверки и самооценки, а также составления дорожных карт, индивидуальных образовательных маршрутов и программ самообразования на блоге ОРЯЛ будут размещены варианты ответов на задания заключительного этапа олимпиады.
Успехов вам, знатоки русской словесности! Творческого вдохновения, достойных результатов и победы!
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики
их преподавания
Отдел русского языка и литературы