Еще Я.А. Коменский утверждал, что педагог, учитель, преподаватель должен оставаться главной фигурой в системе образования. Именно на плечи учителей и воспитателей сегодня ложится огромная ответственность за то, каким будет наше общество. В многофакторной структуре личности педагога из психологических свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности исследователи выделяют такие профессионально важные качества как общая и профессиональная эрудиция, интеллект и специальные способности, профессиональная направленность и адекватная самооценка, некоторые нейродинамические свойства и свойства темперамента, характерологические качества и тип социального поведения.
В настоящее время в отечественной психологии и педагогике продолжаются исследования профессионально-психологического профиля педагога (А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, С.В. Кондратьева, Л.М. Митина, З.Ф. Зеер, В.А. Якунин и др.) Несмотря на некоторые расхождения во взглядах на профессионально-психологический профиль личности педагога, в отечественной психологии педагог как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, ключевых конструкций обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности.
С целью оказания методической помощи образовательным организациям Донецкой Народной Республики методистом центра анализа и методического сопровождения среднего общего образования ГОУ ДПО «ДОНРИДПО» (Доренской Е.В.) подготовлен методический кейс «Инструментарий к исследованию профессионально-психологического профиля педагогов».
В предложенном кейсе представлены 4 теста:
Тест на определение типа темперамента А. Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов.
Тест на стрессоустойчивость служит для оценки степени раздражительности, нервозности, вспыльчивости и способности контролировать эти качества.
Типы поведения в конфликте. Тест К. Томаса – один из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации.
Методика «Синдром эмоционального выгорания» о чувствах и переживаниях, связанных с работой, для определения степени сформированности психологической защиты в форме эмоционального выгорания.
Полученные в результате проведенного исследования данные помогут руководителю образовательной организации в индивидуальной работе с педагогами, в оптимизации образовательной среды педагогического коллектива.
Материалы методического кейса носят практико-ориентированный характер. Методический кейс может представлять интерес для методистов районных (городских) методических кабинетов (центров), для директоров и заместителей директоров образовательных организаций, педагогов, психологов.
С материалами методического кейса можно ознакомиться по ссылке https://goo.gl/ogbne9
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр анализа и методического сопровождения
среднего общего образования