21 февраля 2018 г.

Актуальный диалог: из опыта работы экспериментальных площадок

Мониторинг качества образования – важнейшее условие повышения эффективности управления системой образования, совершенствования процессов обучения. Мониторинг является инструментом проверки и оценки эффективности образовательных программ, используемых методик, служит для устранения недостатков учебного процесса, является основой для принятия эффективных управленческих решений.

В Горловском лицее № 14 «Лидер» в рамках работы экспериментальной площадки по теме «Формирование интегративной модели мониторинга качества общего образования как инструмента повышения эффективности управления развитием образовательной системы Донецкой Народной Республики» в 2017 году прошел организационно-практический этап экспериментальной деятельности.
Следует отметить, что задачи, поставленные на первом этапе проведения эксперимента, выполнены полностью, результаты работы имеют высокую практическую значимость, что даёт право указать на необходимость продолжения исследования. Тема экспериментальной работы должна развиваться и дальше.
В течение года под руководством заместителя директора по УВР Дятловой Н.М. в Горловском лицее № 14 «Лидер» работала творческая группа. Данной творческой группой был разработана программа внутреннего мониторинга лицея, составлена циклограмма мониторинговых исследований. Педагоги лицея изучили теоретические и практические вопросы при выполнении дорожной карты экспериментальной работы. Администрацией проводится постоянный мониторинг качества образования; определены направления мониторинговых исследований; разработаны критерии, показатели, рабочий инструментарий для проведения диагностики, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые комплексы, анкеты, бланки и т.д.). Подобраны материалы для диагностики, проведена стартовая диагностика. Результаты исследований оформляются в виде диаграмм, графиков, аналитических отчетов.
На текущем этапе работы продолжается диагностирование результатов образовательной и управленческой деятельности; ведётся мониторинг результатов обучения; оценка взаимодействия лицея с другими образовательными организациями; диагностика методического обеспечения процесса обучения; исследования эффективности обучения по результатам государственной (итоговой) аттестации.
Отслеживание образовательных достижений и факторов, влияющих на эти достижения, ведётся по следующим параметрам:
  • интегральные показатели обученности по отдельным предметам (достижение обязательного и повышенного уровня подготовки);
  • динамика образовательных достижений;
  • сформированность общеучебных умений;
  • сформированность ключевых компетентностей (в личностной и социальной сфере);
  • отношение к предметам, интерес к определённой области знаний;
  • мотивация обучающихся к учению;
  • самооценка;
  • профессиональное самоопределение;
  • отношение к полученному образованию;
  • уровень подготовки для продолжения образования, освоения профессии;
  • уровень сформированности навыков здорового образа жизни.
Вопросы реализации эксперимента на базе образовательной организации были рассмотрены на заседании педагогического совета и совещаниях при директоре. Результаты мониторинговых исследований обобщены и систематизированы на заседании методического совета по теме: «Экспериментальная деятельность в лицее: взгляд учителя и учащегося».
В ходе эксперимента наблюдается активность педагогического коллектива в повышении профессиональных компетенций по вопросам мониторинга. Следует отметить тесное взаимодействие обучающихся, их родителей и педагогов. С родителями поддерживается постоянная связь. Опрос родителей и обучающихся показал, что они заинтересованы в продолжении эксперимента в лицее.
 
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр анализа и методического сопровождения
среднего общего образования