7 марта 2018 г.

Мониторинг по русскому языку: пишем, говорим, рассуждаем по-русски грамотно!

Растим поколение грамотных, деятельных,
коммуникабельных, творчески мыслящих людей
с активной гражданской позицией!

15 марта текущего года в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики стартует внешний выборочный мониторинг качества учебных достижений обучающихся в рамках изучения состояния преподавания русского языка в 2018 году.


Мониторинговые исследования проводятся в соответствии с письмом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.02.2018 г. №421/21-58 и согласно плану работы Донецкого РИДПО на 2018 год с целью подготовки старшеклассников к Государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе. Мониторинг – сложный и серьёзный инструмент проверки знаний. Для его успешного осуществления нужна сплоченная команда педагогов, объединенных общей целью; необходима готовность коллектива учителей-словесников к реализации поставленной цели, понимание её значимости.
15 марта учащиеся 10--х классов общеобразовательных организаций гг. Енакиева, Тореза, Пролетарского района г. Донецка выполнят задания контрольно-измерительного характера, которые проверят уровень речевой и коммуникативной компетенции обучающихся, уровень УУД и предметных достижений по русскому языку. Формат задания – сочинение по прочитанному тексту. Десятиклассникам нужно будет написать вступление, сформулировать одну из проблем, затронутых в тексте, дать комментарий к этой проблеме (обязательно на основе прочитанного текста), определить авторскую позицию по данной проблеме, проафишировать собственное мнение (согласие или несогласие с авторской позицией), подобрать два аргумента (один из прочитанных книг, другой может быть из личного опыта) и сделать  вывод (заключение). Оцениваются соразмерность частей сочинения, связей и переходов между ними (вступление, основная часть, заключения), точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, правильное понимание темы и умение её раскрыть, точность цитирования и умение или уместность использования в тексте цитат, наличие материала, существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, аргументированность в обосновании авторской позиции по проблеме, умение высказывать собственное мнение (согласие или несогласие с авторской позицией), умение аргументировать свою точку зрения примерами из прочитанных книг или из личного опыта.

Исследование рекомендуется провести на втором уроке по расписанию. Продолжительность выполнения работы – 60 минут.

Это первый этап исследования, следующий этап запланирован на 18 октября т.г., когда респонденты, принимающие участие в мониторинговом исследовании, станут одиннадцатиклассниками.

Задания первого этапа мониторинга будут доступны на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com в разделе «Мониторинг» в 8 часов утра 15 марта т. г. Здесь же будет дан алгоритм проведения проверочной работы, предоставления отчётов и информации о ходе исследования. Электронные таблицы (в том числе и сводные по городу или району) для внесения необходимых данных будут выложены на блоге центра анализа и методического сопровождения среднего общего образования http://omkoridp.blogspot.com.

Учащиеся 11 класса 19 апреля напишут развернутый ответ на проблемный вопрос (второй этап исследования в рамках внешнего выборочного мониторинга качества учебных достижений обучающихся по литературе). С рекомендациями по проведению данного исследования можно будет ознакомиться на блогах Донецкого РИДПО (http://donippo.blogspot.com) и ОРЯЛ (http://kabruss.blogspot.com).

Организационно-методическое сопровождение мониторинга в районах и городах проводят методисты, осуществляющие тьюторинг преподавания предметов «Русский язык» и «Литература».

Пожелаем организаторам мониторинговых исследований отличного настроения, а участникам – удачи и достойных результатов.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их
преподавания
Отдел русского языка и литературы