Исполняю – это значит переживаю, воплощаю,
общаюсь, передаю, убеждаю.
Л.А. Беренбой
Скажите, а есть ли у вас какие-нибудь хобби? Вы рисуете? Или сочиняете стихи? А, может, сочиняете музыку, поете на сцене? Тем самым делая набор разрозненных нот гармоничным вокальным произведением? Все эти процессы связаны с творчеством, которое невозможно без вдохновения. Из миллионов людей, которые делают что-то фантазийное, известными становятся лишь единицы, однако это не мешает испытывать постоянную потребность в том, чтобы реализовать себя через искусство. Внутри возникает такая потребность выплеснуться, в голове начинают роиться образы того, что вы хотите воплотить, и остановиться совершенно невозможно.
К творчеству и вдохновению причастен фактически каждый человек на земле, но есть профессия, которая вбирает в себя систему музыкально-теоретических, дирижерско-хоровых и вокально-хоровых, музыкально-исполнительских и методических знаний, умений и навыков, составляющих информационно-операциональную основу профессиональной компетентности педагога-музыканта. Именно их наличие (в сумме с общекультурными, психолого-педагогическими знаниями и умениями, ценностными и творческими ориентациями, педагогическими и музыкальными способностями, профессионально значимыми качествами) выступает важнейшим условием и предпосылкой эффективной музыкально-воспитательной деятельности современного учителя музыкального искусства. Специфика педагога-музыканта в том, что специальные знания, умения и навыки должны находиться в единстве с педагогическими. Все виды деятельности и формы работы в школе (уроки музыкального искусства и различные внеклассные мероприятия) требуют от учителя профессиональных знаний и умений не только музыканта, но и педагога. Процесс творческого воспроизведения музыки учителем музыкального искусства требует не только глубины и тонкости его восприятия, но и специфических исполнительских способностей. Творческий исполнительский замысел приобретает значимость лишь в мастерском исполнении. Сотворчество-исполнение осуществляется в ходе решения вопросов художественной интерпретации исполняемых музыкальных произведений.
Стало доброй традицией приглашать ансамбль учителей музыкального искусства «Созвучие» (рук. Манейчик М.В.) на чествование победителей и лауреатов конкурсов педагогического мастерства. «Творить – жить дважды» – это девиз творческого коллектива. Важным элементом в деятельности педагогов является концертная деятельность в самых разнообразных формах: от сольных до ансамблевых выступлений, участие в различных фестивалях и конкурсах. Благодаря выступлениям на разных сценических площадках вокальный коллектив сплотился, растет и развивается в творческом плане. Выступления дарят артистам особое состояние-вдохновение. Оно мобилизует, концентрирует внутренние силы, всю энергию и волю исполнителя, открывая наиболее глубокие пути воздействия на восприятие слушателей.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел культуры и эстетики