18 мая 2018 г.

Нововведение «Самоорганизация обучения»

Рассмотрим пример инновации, реализованной на практике, в которой ученикам было предложено сформулировать и реализовать индивидуальные учебные цели по отношению к общей теме и участвовать в организации собственных занятий.

Период инновационного процесса занимал около 2 мес., отведенных на изучение раздела «Тепловые явления» (физика, 10 класс).

В качестве педагогического новшества учителю предложена технологическая карта с планом занятий, которая состояла из нескольких блоков. Каждый блок ‒ это банк методических элементов: форм занятий, видов учебной деятельности, приемов, средств обучения.

Условия нововведения. Предварительно была проведена диагностика уровня обученности и мотивации детей. В классе, где был организован инновационный процесс, примерно у половины детей учебные интересы практически отсутствовали, у остальных они носили неустойчивый, эпизодический характер. В изучаемом материале многие ученики не умели выделять главное, их общеучебные умения были развиты слабо. На низком уровне обнаруживались навыки общения друг с другом. Интерес для детей представляли занимательные и активные формы занятий. Мальчиков привлекала практическая деятельность: они любили выяснять суть технических устройств и процессов, происходящих в них. Девочки отдавали предпочтение проблеме взаимоотношений.

Индивидуальные цели учеников. Детям был предложен реестр их возможных целей, по которым они должны были отчитываться в конце изучения раздела. После вводного обсуждения большинство учеников смогли обозначить свои цели лишь в виде общих пожеланий для учителя: «Побольше опытов», «Пойдемте на экскурсию», «Давайте проведем КВН», «Не надо решать задачи». Ожидаемые результаты для самих себя ученики формулировали достаточно традиционно: «Получить хорошую отметку», «Изучить эту тему», «Узнать больше о двигателе внутреннего сгорания».

С учетом условий обучения, индивидуальных целей учеников и базовых требований по теме учитель сформулировал следующие установочные педагогические цели: сформировать у каждого уче­ника положительное отношение к физике; вызвать желание создавать свою творческую продукцию по предмету; через специ­альные формы занятий убедить детей в возможности и эффективности взаимообучения и самообучения; привить первичные навыки рецензирования, само- и взаимооценки, групповой работы; через творческую самореализацию учеников сформировать у них систему базовых знаний о тепловых явлениях; привить навыки работы с простейшими приборами, усвоить способы решения типовых задач по теме.

Технологическая программа обучения. На основе установочных целей и выбранной структуры системы занятий была сконструирована следующая программа.

Вводное занятие ‒ проблемная беседа с демонстрацией опытов. Главная цель ‒ при помощи занимательных и наглядных опытов пробудить интерес учеников к собственной деятельности по содержанию темы, дать детям возможность более конкретно обозначить личные цели и желания в отношении изучения реальной действительности ‒ тепловых явлений.

Основная часть занятий разделена по содержанию на три тематических блока: I ‒ «Внутренняя энергия и виды теплопередачи»; II ‒ «Агрегатные состояния вещества»; III ‒ «Тепловые машины».

Для проработки первого блока выбраны следующие формы занятий: урок фронтальной постановки опытов, семинар в форме «круглого стола» по возникшим у школьников вопросам, обзорная лекция «Виды теплопередачи», экскурсия в лес.

Второй блок построен из обзорной лекции-концепта «Мир агрегатных состояний вещества», лабораторного исследования по индивидуальным целям учеников, двух занятий с использованием групповой формы работы, экскурсии в ближайшую котельную.

В третий блок вошли: конференция на тему «Тепловые двигатели» и урок выполнения группами творческих технических заданий.

Основными задачами лекционных занятий были овладение учащимися системой основополагающих знаний по молекулярной физике, умение обобщать изучаемый материал, использовать разные способы его компоновки, видеть общую линию развития темы. В соответствии с этими задачами понадобилось проведение лекций разных видов. Их место во всей системе занятий определялось следующими ориентирами: 1) каждая из лекций предваряла изучение определенного блока учебного материала, обеспечивала его целостное, системное видение учениками; 2) затем лекция сопровождалась занятиями других типов: семинарами, практикумами по решению задач, лабораторными работами, которые дополняли и развивали основные идеи лекции; 3) уровень обобщения на каждой из лекций возрастал: сначала ученики знакомились с компоновкой учебного материала на уровне физической величины (лекция «Температура»), затем ‒ на уровне физического закона (лекция «Законы хаоса»), физической теории (лекция «Термодинамика» и, наконец, на уровне всего изучаемого раздела (лекция «Борьба идей в молекулярной физике»). Лекции являлись в данной части системы обучения стержневой основой.

Тренинг отдельно выделен не был, а входил в каждый из трех блоков занятий. В него были включены: дидактическая на­стольная игра, четыре практикума по решению задач (качественных, количественных, графических и экспериментальных), две базовые фронтальные лабораторные работы, экскурсия экологической направленности.

Контроль учебных результатов также применялся в каждом блоке: в I блоке это урок-собеседование по достижению учениками своих целей; во II блоке ‒ письменная контрольная работа по усвоению базовых образовательных стандартов, в III блоке ‒ защита группами творческих заданий.

Рефлексия включалась небольшими «порциями» по ходу обучения. На завершающем занятии все ученики письменно отвечали на вопросы анкеты:
  1. Чего я хотел достичь при изучении темы «Тепловые явления и чего достиг?
  2. Каковы причины моих успехов и неудач?
  3. Каково мое отношение к прошедшим занятиям?
  4. Какие из занятий были: а) самыми интересными, б) самыми важными?
  5. По следующей теме я предлагаю проводить занятия следующим образом... (Продолжи фразу.)
По результатам анкетирования проводилась краткая беседа, формулируются организационные цели дальнейшего обучения.
(Хуторской А.В. «Педагогическая инноватика: методология, теория, практика»)

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин