5 февраля 2015 г.

Особенности оценивания учебных достижений учащихся с нарушениями психофизического развития в системе специального и инклюзивного образования

Обращаем ваше внимание на методические рекомендации к оцениванию учебных достижений учащихся с особенностями психофизического развития в системе специального и инклюзивного образования, которые были утверждены научно-методическим советом Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015 года).

Руководителям общеобразовательных школ, педагогам-практикам!

Отличительной особенностью их является то, что они ориентированы на содержание предметов специальных учебных программ, которые  переструктурированы на принципы компетентностного подхода, где к каждой теме определены обязательные результаты обучения, т.е. требования к знаниям и умениям учащихся, которые выражаются в различных видах учебной деятельности; обязательно определена направленность коррекционно-развивающей работы.
 
Уровни учебных достижений учащихся с особенностями психофизического развития оцениваются по пятибалльной шкале, что предполагает усвоение знаний и умений в рамках специальной учебной программы, учёт типологии образовательного учреждения для детей разных нозологий.
 
Каждый уровень вбирает в себя требования к предыдущему, а также добавляет новые характеристики. Критерии оценки знаний реализуются в нормах оценок, которые устанавливают четкое соотношение между требованиями к знаниям, умениям, навыкам, что оцениваются, и показателем оценки.
 
Учитывая, что системно-содержательной основой предлагаемой системы оценивания является принцип позитивно-гуманного отношения к ученику, в контексте которого оценивается не столько недостаток, сколько личные достижения учащегося в соответствии с индивидуальным трендом его развития, а также то, что определяющим подходом к личности ребенка и к самому коррекционно-педагогическому процессу является компетентностный, который призван сформировать у учащегося не столько систему конкретно предметных знаний, умений и навыков, сколько опыт отношений с использованием приобретенных знаний, предложено оценку «1» опустить из рекомендуемой системы оценивания, как проявление негуманного и нетолерантного психологического отношения педагога к учащемуся.
 

Кафедра менеджмента образования и психологии
Научно-методический центр специального и инклюзивного образования