27 февраля 2015 г.

Школа в системе рыночных отношений: особенности и основные требования к деятельности учителя

Требования сегодняшнего дня - перестройка образовательной работы в русле гуманизации учебно-воспитательного процесса, то есть ориентирование ее на охрану и укрепление здоровья детей и подростков, их физического и психического развития, обеспечение эмоционального благополучия.

Изменения, происходящие в нашем обществе - политические, экономические, социальные - конечно, не могут не повлиять на систему образования. Требования сегодняшнего дня - перестройка образовательной работы в русле гуманизации учебно-воспитательного процесса, то есть ориентирование ее на охрану и укрепление здоровья детей и подростков, их физического и психического развития, обеспечение эмоционального благополучия.

Такой подход предполагает учет всех интересов, склонностей, возможностей учащихся, раскрытия их творческой индивидуальности. И, соответственно, приводит к тому, что в практике педагогической деятельности наблюдается отход от всеобщей унификации и стандартизации образовательного процесса, преодолеваются консерватизм и стереотипы педагогического мышления, пробуждается инициатива педагога, раскрепощается его профессиональное сознание.

Каждый педагог получил право выбора содержания, форм и методов работы с детьми, что требует умения самостоятельно действовать и принимать решения в нестандартных динамических условиях, требует глубокого научного и практического осмысления всей образовательной работы, активного использования уже существующего фонда идей, педагогических технологий и систем, их развития и совершенствования. Педагогу необходимо приобрести практические навыки в конструировании педагогического процесса, в использовании возможностей современных педагогических технологий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, в обосновании собственных идей и методов совершенствования образовательного процесса в условиях современного учебного заведения.

Атрибутами  личностно ориентированных педагогических технологий являются:
  • ориентация на развитие у учащихся общих, специальных (математических, лингвистических  и др.)  и парциальных (способность  решать отдельные типы задач) способностей;
  • ­обращенность к личностно-смысловой сфере учащихся через моделирование педагогических ситуаций, требующих от обучаемых собственного понимания ситуации, оценки, выбора гипотезы;
  • ­возможность выбора  индивидуальной образовательной траектории; вариативность форм, профилей и уровней образования;
  • ­актуализация субъектной  позиции: обучаемый как активный участник (соучастник), субъект самостоятельной поисково-исследовательской, проектной, ценностно-смысловой,  коммуникативной деятельности;
  • ­позиция педагога  –  фасилитатор, помощник, консультант;
  • ­интеракция  –  взаимодействие, основанное на личном опыте каждого, преобразование имеющегося опыта, создание нового опыта посредством индивидуального и группового смыслотворчества, групповой коммуникации (полемики, дискуссии);
  • ­смыслотворчество  –  создание собственного понимания, собственного смысла как «значения для себя» об изучаемом содержательном элементе (понятии, ценности, процессе) с позиции личного опыта; групповое смыслотворчество и обмен смыслами;
  • ­мыследеятельность – актуализация развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация), освоение процедур, техник мыследеятельности (моделирование, прогнозирование, проектирование, генерирование идей);
  • ­имитационно-игровой характер  –  моделирование (имитация) отношений и условий реальной действительности с целью  формирования опыта решения межличностных проблем через ролевое взаимодействие (деловые игры);
  • ­рефлексия как самоанализ, формирование не столько рефлексивных умений, сколько рефлексивной самостоятельности.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания