25 февраля 2015 г.

Как в игре воспитывать?

Выдающиеся деятели (В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов и другие) считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Те высокие нравственные… чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания
А.В.Запорожец

С малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, то есть неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка уверенности в себе и формированием социальных навыков.

Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, которые связывают ребёнка с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано и с тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Все эти впечатления играют огромную роль в становлении личности патриота. С младенчества ребёнок слышит родную речь, сказки, которые передаются из поколения в поколение. Они несут в себе нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Национальная самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине отображаются в фольклорных произведениях. Сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине.

Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, улицей, на которой живёт, родным городом, со своей страной, её столицей и символами. Такова последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.

Для того чтобы расширить кругозор ребёнка, необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдение за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Патриот должен быть интернационалистом. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за него включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку. Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и воспитателей, которые находятся постоянно рядом с ним. К концу дошкольного возраста ребёнок должен знать, что:
  • ­в мире живут люди разных национальностей;
  • ­у каждого народа есть свой язык, обычаи, и традиции, искусство и архитектура;
  • ­каждый народ талантлив и богат умельцами, танцорами, музыкантами, художниками, писателями и т.д.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый воспитатель должен строить свою работу в соответствии с конкретными условиями и особенностями детей на основе следующих принципов:
  • отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний;
  • ­непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • ­дифференцированный подход к каждому ребёнку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • ­рациональное сочетание разных видов деятельности;
  • ­развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планировать данную работу лучше всего по темам и приурочивать к тем или иным событиям, знаменательным датам и праздникам.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников лучше всего реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, то есть включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Рекомендуем вам ознакомиться с дидактическими играми для детей дошкольного и младшего школьного возраста по воспитанию гражданственности и патриотизма и формированию грамматического строя речи:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/10/26/perechen-didakticheskikh-igr-dlya-detey-mladshego-vozrasta-po
 
Кафедра дошкольного и начального образования