Внедряем новые стандарты!
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Наступила необходимость отказаться от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, а сконцентрироваться на реальных видах деятельности, которыми обучающийся должен овладеть.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД – «универсальные учебные действия», «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.). В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
- Личностный (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях).
- Регулятивный (обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности).
- Познавательный (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем).
- Коммуникативный (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).
Как можно добиться значительных позитивных результатов УУД на уроках истории и права?
Хорошим подспорьем в данном вопросе становится систематическое ведение рабочих тетрадей и выполнение в них таких заданий, как «умные» тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся); заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем; задания на анализ цифровой информации; задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников; задания на определение персоналий по приведенной характеристике.
Какие виды заданий могут быть использованы учителем для формирования и развития личностных УУД?
Для достижения этой задачи учитель может использовать следующие виды заданий:
- Участие в проектах: выбор интересной для обучающегося темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу и т.д.
- Творческие задания.
- Дневники достижений: предметное портфолио помогает учителю создать ситуации успеха для каждого ученика; максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка; развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию; формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста; формировать положительные моральные и нравственные качества личности; в приобретении навыков рефлексии, формировании у ребенка умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел общественных дисциплин
Отдел общественных дисциплин