11 сентября 2015 г.

В чем состоит основное отличие стандарта образования от ранее существовавшего?

Внедряем новые стандарты!
 
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Наступила необходимость отказаться от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, а сконцентрироваться на реальных видах деятельности, которыми обучающийся должен овладеть.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД – «универсальные учебные действия», «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.). В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
  1. Личностный (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях).
  2. Регулятивный (обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности).
  3. Познавательный (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем).
  4. Коммуникативный (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми).
Как можно добиться значительных позитивных результатов УУД на уроках истории и права? 

Хорошим подспорьем в данном вопросе становится систематическое ведение рабочих тетрадей и выполнение в них таких заданий, как «умные» тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся); заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем; задания на анализ цифровой информации; задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников; задания на определение персоналий по приведенной характеристике.

Какие виды заданий могут быть использованы учителем для формирования и развития личностных УУД?

Для достижения этой задачи учитель может использовать следующие виды заданий:
  1. Участие в проектах: выбор интересной для обучающегося темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу и т.д.
  2. Творческие задания.
  3. Дневники достижений: предметное портфолио помогает учителю создать ситуации успеха для каждого ученика; максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка; развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию; формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста; формировать положительные моральные и нравственные качества личности; в приобретении навыков рефлексии, формировании у ребенка умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел общественных дисциплин