22 сентября 2015 г.

Какие краеведческие материалы можно использовать на уроках украинского языка для написания диктанта?

Внедряем новые стандарты!

Государственный образовательный стандарт среднего общего образования на 2015–2017 гг. ориентирует работников образовательных организаций ДНР на воспитание молодого поколения с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с патриотизмом, любовью к родному краю.

Сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроков. Учитель-словесник должен тщательно отбирать «крупинки золотой пыли» – интересные тексты для изложений, диктантов, фактические тексты для комплексного анализа, отражающие краеведческий компонент.

Обращение к фактам истории и литературы родного края на уроках украинского языка вызывает у школьника поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы – радость открытия, а в конечном итоге – любовь к родному краю и гордость за него. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения языку, становится важнейшим средством воспитания. Формы работы по данному направлению многообразны. Диктант - какое страшное слово для многих обучающихся. Оказывается, за ним прячется, наверное, самый трудный вид проверки грамотности наших школьников. 

Обучение, в частности формирование орфографической грамотности, - проблема особо актуальная на протяжении многих десятилетий. Научить грамотно писать – противоречивая задача, потребность разрешения которой чрезвычайно высока. Зачастую, даже хорошее знание правил и умение их применять не гарантирует орфографически грамотное письмо.

Таким образом, решение орфографической задачи возможно при условии, если обучающийся видит объект применения правила – орфограммы. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Следовательно, вопрос формирования орфографической зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и даёт основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.

Следует учесть, что для каждого класса определен необходимый минимум и максимум слов, которые должны присутствовать в тексте. Все нормы подробно расписаны в требованиях Государственного стандарта для каждого года обучения.

Текст диктанта подбирается с учетом изученных орфограмм и правил. Все орфограммы желательно распределить равномерно по всему тексту, так как учащиеся чаще всего делают ошибки в начале диктанта и в конце. Слов с неизученными орфограммами в тексте должно быть не более трёх!

Порядок работы
  1. Сообщение цели проведения диктанта. Здесь необходимо акцентировать внимание учащихся на орфограммах, которые будут использованы в диктанте.
  2. Чтение всего текста учителем.
  3. Объяснение незнакомых слов (если такие встретились).
  4. Запись слов с неизученными орфограммами на доске.
  5. Чтение текста под запись. Учитель читает каждое предложение по два раза: первый раз – для понимания смысла предложения, второй раз – под запись. Нельзя разрешать писать, пока чтение предложения еще не окончено.
  6. В конце учитель еще раз читает весь текст, но в этот раз паузы между предложениями нужно увеличить, чтобы учащиеся успели проверить правописание всех слов или дописать пропущенное.
Если предложение слишком длинное и трудно воспринимается на слух, его следует прочитать по частям. Все неизученные пунктограммы проговариваются учителем. Читать текст нужно громко, чётко проговаривая каждое слово. 

Чтобы сориентироваться, сколько времени нужно для написания одного предложения, можно выбрать одного ученика из класса со средней успеваемостью и ориентироваться по нему.

Отдел украинского языка и литературы Донецкого института последипломного педагогического образования предлагает тексты диктантов для учащихся 9-11 классов на материалах литературного краеведения, подготовленные учителем украинского языка и литературы Зугрэсской ОШ № 9 Иноземцевой О.Л. 

Предлагаемый сборник диктантов для учебных тренировочных и контрольных диктантов составлен в соответствии с требованиями действующей программы по украинскому языку для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики. В сборнике представлены образцы текстов разных функциональных стилей, которые знакомят обучающихся с историческим прошлым нашего края, выдающимися деятелями литературной Донетчины, широко использованы отрывки из произведений писателей-земляков, которые создали художественный образ нашего края. Сборник расположен на блоге отдела украинского языка и литературы ДонИППО (http://viddilukr.blogspot.com/).

Целенаправленное, систематическое использование краеведческих текстов на уроках украинского языка, литературы позволит повысить уровень культуры обучающихся. Такая работа будет способствовать осуществлению важнейших задач образования: воспитанию юных патриотов, ценящих родную культуру, духовную атмосферу того места, с которого открывается дорога во взрослую жизнь, воспитанию бережного отношения к природному и духовному наследию родного края.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел украинского языка и литературы