Главной перспективой внедрения нового образовательного стандарта является обеспечение качества учебно-воспитательного процесса. Вопрос качества – это не только успеваемость, а и способность ученика к действию, применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия. Достижение поставленных целей и задач осуществляется через различные мероприятия организационного, информационного, методического и управленческого характера.
Следуя опыту учителей Российской Федерации по организации плодотворной методической работы, следует обратить внимание на группу педагогических проблем, в рамках которых есть ресурс развития качества образовательного процесса. Это: «Повышение профессиональной компетентности учителя», «Применение педагогических технологий, обеспечивающих повышение образовательного результата обучающихся», «Системно-деятельностный подход как механизм реализации стандарта», «Обеспечение ИКТ–компетентности в сфере медиа-технологий», «Внедрение современных форм коррекционной работы, диагностики и механизма независимой оценки качества образования».
К задачам управленческого характера, которые следует решить образовательной организации по подготовке к введению стандарта, можно отнести следующие:
- привести нормативную базу организации в соответствие с требованием стандарта;
- разработать программу психолого-педагогического сопровождения введения стандарта с охватом всех участников учебно-воспитательного процесса;
- определить модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования с целью организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся.
Учитывая, что развитие образования связано с изменением старых установок, учителя должны знать новые ориентиры инноваций – реперные точки. Для начальной школы такие ориентиры в формате кратких тезисов изложены Александром Асмоловым «Новая жизнь начальной школы» (академик Российской академии образования, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования»). С учетом этой точки зрения перечислим главные индикаторы начальной школы:
- школа развития мотивов к познанию и творчеству;
- школа позитивной социализации личности;
- школа понимания, диалога культур;
- школа совместных действий ребенка и взрослых, ребенка и сверстников;
- школа игровой и проектной дидактики;
- школа формирования ценностной картины мира ребенка;
- школа диагностики развития успехов ребенка, веры в себя.
Значимость и перспективность работы педагогов, связанной с реализацией нового образовательного стандарта, профессионально раскрывают слова А. Асмолова: «Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарты в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».
Рекомендуем познакомиться с материалами, подготовленными учителями, которые раскрывают практический аспект темы сообщения на сайте «Сообщество взаимопомощи учителей» (pedsovet.su) в рубрике «Внедрение ФГОС».
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания