9 сентября 2015 г.

Методические рекомендации к преподаванию курса «Донеччинознавство»

Преподавание курса «Донеччинознавство» в 2015–2016 учебном году в общеобразовательных организациях ДНР рекомендуется осуществлять по программе «Донеччинознавство. Програма навчально-виховного курсу для учнів 5–11(12) класів», с которой можно ознакомиться, перейдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/0B4117cr_5G4LQlQzQXZVeXlHZUk/view

Акцентируем внимание преподавателей на том, что предложенная программа является отредактированным и дополненным вариантом программы «Донеччинознавство. Програма навчально-виховного курсу для учнів 1–11(12) класів» (затверджена на засіданні вченої ради Донецького ІППО, протокол № 4 від 07.09.2009 р.).

Отдел украинского языка и литературы предлагает для изучения «Донеччинознавство» как курс по выбору либо как факультативный курс (об особенностях и различиях можно прочитать, перейдя по ссылке: http://donippo.blogspot.com/2015/09/blog-post_0.html#more). 

Напоминаем, что курсы по выбору, элективные курсы оцениваются по пятибальной шкале.

Оценивая устные ответы обучающихся по курсу «Донеччинознавство», рекомендуем ориентироваться на такие критерии:
 
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
  • демонстрирует системные целостные знания научно-теоретического изученного материала;
  • самостоятельно находит необходимую информацию, обосновывает свои мысли, применяет знания на практике;
  • приводит необходимые примеры не только из учебника, а и самостоятельно подобранные;
  • чётко и лаконично умеет отвечать на вопросы, креативно подходить к решению поставленных учебных задач;
  • излагает материал последовательно и правильно в соответствии с нормами современного литературного языка;
  • самостоятельно оценивает разнообразные явления, события, факты и место личностей.
Отметка «4» ставится, если обучающийся:
  • даёт ответ, который удовлетворяет те же самые требования, что и на оценку «5», но допускает некоторые ошибки, которые сам исправляет после замечаний учителя;
  • допускает некоторые неточности в последовательности изложения материала и речевом оформлении;
  • приводит примеры в основном по учебнику, не проявляет достаточной креативности;
  • конструктивно и творчески подходит к решению поставленных учебных задач, но допускает неточности;
  • высказывает своё мнение о личностях, отношение к явлениям, событиям;
  • излагает материал последовательно и правильно в соответствии с нормами современного литературного языка, но при этом допускает незначительные ошибки.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
  • показывает знание и понимание основных положений темы;
  • излагает материал недостаточно полно, эпизодами;
  • при формулировании правил допускает ошибки;
  • не умеет убедительно обосновывать свои мысли, отстаивать собственное мнение и затрудняется при подборе примеров;
  • излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в речевом оформлении.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
  • демонстрирует незнание большей части изученного материала;
  • допускает при формулировке правил ошибки, которые искажают их содержание,
  • непоследовательно и неуверенно излагает материал;
  • не показывает логической связи теоретического материала с практическим;
  • имеет ограниченный словарный запас.
Отметка «1» ставится, если обучающийся:
  • демонстрирует очень слабое знание или полное незнание/непонимание учебного материала;
  • не способен поддерживать диалог, даже имея тексты-опоры, отвечает на вопросы словами «да» и «нет» или аналогичными отрывистыми предложениями утвердительного или отрицательного характера;
  • имеет ограниченный словарный запас.
«Донеччинознавство» как предмет по выбору/факультатив предусматривает определённые особенности организации учебно-воспитательного процесса, использование как традиционных, так и интерактивных методов и приёмов, выполнение творческих познавательных заданий, анализ художественных текстов, интересных фактов от древнейших времён до нынешних. 

В зависимости от возрастных особенностей обучающихся эффективными видами работы с текстами являются: самостоятельное составление тезисов, создание опорных конспектов, схем, таблиц и т.д.

При ознакомлении с выдающимися личностями рекомендуется обращать внимание на отдельные эпизоды их жизнедеятельности или жизнетворчества, именно те, которые относятся к теме занятия. Не стоит сосредотачиваться на детальном изучении биографии.

В процессе подготовки к урокам как учитель, так и обучающийся могут использовать разножанровые источники, которые освещают тему под разными фокусами:
  • автобиографии;
  • дневники;
  • письма;
  • документы;
  • воспоминания;
  • научные исследования;
  • художественные произведения;
  • мемуары и т.д.
Следует подчеркнуть, что курс «Донеччинознавство» должен играть огромную роль в воспитании у молодого поколения чувства патриотизма, уважительного отношения к своим корням, предкам, родной земле, необходимо помнить, что без прошлого нет будущего!

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел украинского языка и литературы