13 ноября 2015 г.

Как с позиций новых образовательных стандартов рассматривается самообразовательная деятельность современного учителя?

Внедряем новые стандарты!

Разработка проблемы профессионально-педагогического самообразования обогатилась в последние десятилетия большим числом исследований и практических рекомендаций, в которых определены содержание, принципы, формы и методы самообразовательной деятельности. Самообразование учителя зависит от умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его. Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, тех предметов, которые для современной школы являются актуальными

Самообразование каждого учителя строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Исследования показывают, что учителя начинают интенсивно заниматься самообразованием, когда внутри школы организуется научно-практическая и научно-исследовательская деятельность всего педагогического коллектива, сами практические методы становятся стимулятором в области самообразования. 

Самообразование педагога — сложное явление в том плане, что практически вся окружающая его среда является постоянным источником самообразовательной деятельности. Есть два вида педагогического самообразования: в широком смысле, то есть когда педагог совершенствует свои знания и умения в самых различных областях действительности, и в узком -  преследующее цель развития и совершенствования специальных знаний и умений педагога, его деятельности и мастерства. Оба вида самообразования диалектически связаны между собой, дополняют друг друга. Более узко педагогическое самообразование понимается как самостоятельная деятельность по овладению теорией и передовым педагогическим опытом, обязательной составляющей которой (деятельности) является рефлексия.

Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого [1]. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель». Более того, как это справедливо подчеркивали западные психологи Д. Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса. Обучение на основе рефлексируемого опыта эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе «всегда порождение нового знания в сознании индивида».

Одним из видов интроспективной рефлексии, являющейся частью самообразовательной деятельности, есть участие в педагогических форумах, конференциях научных семинарах, круглых столах. В рамках работы нашего института педагогам предоставляется возможность участия в таких формах работы. 

В апреле этого года проводилась региональная научно-практическая конференция «Качество естественно-математического образования: проблемы, реалии, перспективы», где рассматривались актуальные вопросы педагогической деятельности, в числе которых, новые педагогические технологии, введение новых Государственных образовательных стандартов, проблемы педагогического общения, а также блок проблем, связанных с формированием научного мировоззрения учащихся, их духовной культуры на уроках естественно-математического цикла. 

Материалы этой конференции можно посмотреть, перейдя по ссылке http://confippo2015.blogspot.com/. Там же можно найти и сертификат участника конференции, если Вы принимали в ней участие.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания