29 декабря 2015 г.

Что такое целеполагание в обучении?

Каждый этап, каждая минута урока в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования должны быть подчинены продвижению к результату, который запланирован в основной цели урока.

Решение проблемы целеполагания начинается с умения учителя начальных классов определить цель конкретного урока. Именно цель урока будет определять формы, способы и характер деятельности учителя и обучающихся. Правильно поставленная цель объединяет содержание, средства и методы в единый процесс, обеспечивает учителю оптимальный выбор способов и форм ее достижения и диагностики.


Однако даже грамотно сформулированная педагогом цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Младший школьник должен понимать значимость достижения цели, видеть, где он может использовать знания и умения, полученные на уроке. 

Учитель, организуя учебную деятельность обучающихся, должен учитывать три компонента — «знаю», «хочу» и «буду» — в принятии и достижении цели. Для этого необходимо владеть приемами перевода сформулированной учителем цели в цель для ученика, приемами привлечения младших школьников к определению задач по ее достижению, способами организации личностного целеполагания как его высшего проявления.

Целеполагание в обучении — это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. Организация целеполагания на уроке — совокупность действий по определению, осознанию и конкретизации целей и задач урока.

Цель урока должна формулироваться с опорой на деятельность младших школьников и планируемые результаты обучения. 

С материалами статьи Я.М. Брагиной «Постановка целей и задач – основной компонент целостности системы урока» вы можете познакомиться на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО: http://nachalo2015.ucoz.com.

Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования