Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин развития экологического кризиса является низкий уровень культуры, в том числе и экологической. Поэтому необходима кардинальная реконструкция всей системы ценностных ориентаций и активизации всего потенциала культуры человечества для раскрытия ценностного потенциала природы, что имеет фундаментальное значение для человеческого существования, формирование экологической культуры у наших сегодняшних учеников, будущих граждан республики.
Изменения в системе жизненных ориентиров привели к преодолению взгляда на природу как на простой объект человеческих манипуляций, просмотра прагматичного подхода к ней, признание ее огромной важности для развития и существования личности. Уникальная красота окружающей природы стала духовной ценностью, которую следует хранить так же, как хранятся произведения искусства. А формирование экологической мировоззренческой составляющей необходимо с самого раннего детства, уже не говоря о школьном курсе обучения.
Анализ современных исследований позволяет выделить несколько подходов к решению этой проблемы на основе гуманистической психологии и педагогики.
Первый, наиболее привычный для нас, отражает официальные программы экологического воспитания и характеризуется естественнонаучной ориентацией. Понятие «окружающей среды» в таком подходе трактуется в данном случае широко - как комплексно функциональное единство физических и природных биологических условий, а также социоэкономических и социокультурных систем, которые выступают в виде инструментов, с помощью которых происходит изучение природы и построение отношений с ней. В соответствии с этим пониманием окружающей среды, экологическое воспитание - не простая составляющая образовательной среды (обязательный предмет), а неотъемлемая часть непрерывного образовательного процесса, продолжается и за стенами школы в течение всей жизни человека. Формирование ответственного отношения и чувственного эмоционального восприятия природы является важнейшим компонентом такого подхода.
Второй подход появился в начале 1980-х годов в Европейском сообществе (в частности в Германии) и известный теперь под названием экопедагогика, которая главной своей задачей видит запрещение промышленной цивилизации с ее прагматично технократическим отношением к природе. Представители экопедагогики ориентируются не на сохранение и воспроизводство существующего социума на современном уровне, а на создание действительно гуманного общества, подвергая жесткой критике официальную педагогику и государственное образование, которые, по их мнению, стоят на службе промышленной культуры и поэтому способствуют формированию опасного техногенного отношение к окружающей среде, которое ведет к отчуждению человека от природы.
Экопедагогика рассматривает педагогическую науку не как инстанцию для решения экологических вопросов, а как часть самой экологической проблемы. Школа способна формировать только, так называемого, «образованного человека», который является гарантом экономического развития этого общества, в связи с чем экопедагогика выступает за радикальное изменение педагогического курса, под которым подразумевается свободный учебный процесс, способствующий выработке самостоятельной собственной нормативной ориентации, причем, в живом коллективном общении. Только так, в свободных условиях, появляется шанс возрождения природоадекватного сознания и поведения, с одной стороны, и природоадекватного самоутверждения, самореализации - с другой. Обучение и воспитание в таких условиях будет происходить в высшей степени естественным путем и только так можно, по мнению экопедагогов, вывести человека на новую ступень экологического гуманизма, на качественно новую мировоззренческую позицию.
Предлагаем ознакомится с опытом работы по формированию экологической культуры школьников, перейдя по ссылке>>>
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания