3 февраля 2016 г.

О диагностике самоактуализации у старших школьников

Кафедра менеджмента образования и психологии уже предлагала материалы о психолого-педагогическом сопровождении формирования творческой составляющей субъекта гражданского общества (см. по ссылке: http://donippo.blogspot.com/2016/02/blog-post_1.html) и рекомендовала диагностический инструментарий для выявления количественных и качественных параметров самоактуализации педагогов.

Однако очевидно, что данные такой диагностики целесообразно интегрировать в практику в комплексе с аналогичными данными диагностики обучающихся. При этом принято считать, что существующие на сегодняшний день русскоязычные адаптации опросника Шострома в принципе могут быть применены лишь к взрослым испытуемым. Отдельные авторы указывают даже на желательность наличия у этих взрослых высшего образования. Как же получить достоверные данные о самоактуализации если не всех обучающихся, то хотя бы части из них – старших подростков и старшеклассинков. 

Опираясь на практический опыт наших российских коллег, с которым можно ознакомиться по следующей ссылке, мы рекомендуем использовать другую русскоязычную адаптацию опросника Шострома, известную психологам под аббревиатурой САТ. Составители – Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. Практически доказано, что вопросы САТ построены так, что позволяют давать объективные ответы на основе имеющегося жизненного опыта и знаний о себе уже в старшем подростковом возрасте. Т.е. примерно с 13-14 лет. Диагностика при помощи САТ может быть проведена психологом общеобразовательной организации как традиционным бланковым методом, так и в режиме онлайн с последующей профессиональной интерпретацией результатов для каждого испытуемого.

Интерпретация результатов САТ в общем виде выглядит следующим образом:
Базовые шкалы
Шкала Компетентности
Шкала поддержки
Дополнительные шкалы:
  • Шкала Ценностных ориентаций
  • Шкала Гибкости поведения
Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.
  • Шкала Сензитивности к себе
  • Шкала Спонтанности
Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.
  • Шкала Самоуважения
  • Шкала Самопринятия
Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.
  • Шкала Представлений о природе человека.
  • Шкала Синергии
Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.
  • Шкала Принятия агрессии
  • Шкала Контактности
Шкалы Принятия агрессии и Контактности составляют блок межличностной чувствительности.
  • Шкала Познавательных потребностей
  • Шкала Креативности
Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют блок отношения к познанию.

Ссылка на онлайн-прохождение теста САТ:
http://psytests.org/shostrom/sat.html
Кафедра менеджмента образования и психологии