25 марта 2016 г.

Какие функциональные и практические изменения в роли и деятельности учителя истории предусматриваются новым Стандартом образования?

Переход на новый Стандарт образования поставил первоочередную задачу обеспечения профессиональной готовности учителей истории. Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение стандартов нового поколения, является учитель. Поэтому необходимо перестроить или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя. 

Критериями практической готовности учителя к реализации требований Стандарта образования можно считать:

  • принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ГОС;
  • овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач;
  • включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
  • владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
  • владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
  • отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;
  • владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
  • отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
  • предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
  • выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.
Какие прежние навыки и ранее приобретенный опыт могут быть использованы учителем истории и права в условиях работы нового Стандарта образования? Или необходим коренной пересмотр и переподготовка?

В своей работе в новых условиях учитель прежде всего сталкивается со следующими проблемными моментами:
  • психологическим, связанным с традиционным подходом к профессии;
  • дидактическим – неготовностью к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся.
Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы. Учитель вполне может и должен использовать элементы имеющегося опыта:
  • достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;
  • владение информационными технологиями;
  • умение работать с нормативной документацией;
  • опыт разработки примерных и рабочих программ;
  • креативный тип мышления;
  • активная социальная позиция;
  • обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием.
Какие эффективные формы деятельности учащихся на уроке позволят получить необходимый результат в обучении истории в современных условиях?

Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке:
  •  составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка;
  • заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий;
  • составление биографических справок – характеристик исторических личностей;
  • работа с исторической картой;
  • анализ исторических источников (документов);
  • подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата;
  • рецензия на ответ товарища;
  • задания на образную реконструкцию исторических фактов:
  • изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
  • изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы, а учителю – успешно подготовить учащихся к ГИА. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности.

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел общественных дисциплин