В последнее время проблема развития навыков и умений учебной автономии при обучении иностранному языку вызывает повышенный интерес. В процессе интерпретации данного термина ученые используют такие понятия, как «independence» (самостоятельность), «learner-centered curriculum» (программы, ориентированные на ученика), «self-directed learning» (самостоятельность в учении / познавательной деятельности / самообучение), «learning to learn» (учись учиться) и др., в качестве синонимичных.
Учебная автономия трактуется по-разному: как свобода от контроля преподавателя, от ограничения деятельности обучающихся положениями учебной программы, как желание и способность обучающихся взять на себя управление своей учебной деятельностью при обучении иностранному языку и даже как свобода выбирать, что учить, а что не учить, но при этом данное понятие всегда имеет положительную коннотацию.
Известный российский методист Е.Н.Соловова соединила понятие «учебная автономия» с пониманием ответственности каждого обучающегося за результат и процесс учебного труда. Ключевыми терминами данного понятия выступают разделенная ответственность, возможность выбирать, гибкость в построении собственной академической траектории, самоконтроль, рефлексия.
Современные коммуникационные и информационные технологии не только значительно облегчают процесс обучения, но и способствуют росту мотивации в обучении, так как предлагают широкий спектр ресурсов: тестов, тренировочных упражнений и игр.
На семинаре для руководителей методических объединений учителей иностранных языков 17 мая 2016 г. учитель немецкого и английского языков Харцызской школы № 26 Чернова Л.М. презентовала обзор обучающих сайтов и ресурсов, которые рекомендованы РИДПО, и рассказала об опыте работы педагогов города Харцызска по формированию учебной автономии.
Наиболее популярными среди обучающихся и учителей она назвала сайты https://elt.oup.com/?cc=ua&selLanguage=uk; http://learnenglish.britishcouncil.org/en/games/; www.teachingenglish.org.uk), и немецкоязычные сайты «VitaminD», «Deutsche Welle».
Учитель английского языка специализированной школы II ступени - Лицея информационных технологий города Енакиево Гончарова О.И. презентовала свой опыт работы медиации процесса обучения английскому языку: «Благодаря медиаиграм я на своих уроках создаю ситуацию успеха, вовлекая в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и сообразительность, находчивость. Играя в лингвистическую игру, обучающиеся концентрируют свое внимание на конкретных задачах игры, а для учителя результатом их деятельности будет усвоение новой лексики, развитие коммуникативной компетентности».
Учитель французского языка Торезской гуманитарной гимназии Юркина О.В. отметила, что курсы повышения квалификации на базе РИДПО, которые она прошла в сентябре текущего учебного года, дали новый импульс к профессиональному развитию. Слушателям курсов было предложено практическое задание по формированию и освоению базы медиаресурсов для обучения французскому языку. Творческая группа, которую возглавила О.В.Юркина, создала дидактический кейс и презентовала алгоритм его использования в обучении французскому языку. На семинаре учитель подробно рассказала о результативности использования дидактических медиаигр в обучении второму иностранному языку.
Кафедра общественно – гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел иностранных языков
Отдел иностранных языков