Одним из условий эффективности гражданско-правового воспитания младших школьников является его построение на диагностической основе, что обеспечивает систематическое получение информации о реализации воспитательных целей, имеет существенное значение для программирования и регулирования процесса гражданского воспитания, корректировки задач, содержания, технологий формирования личности гражданина.
В формулировках целей гражданско-правового воспитания школьников чаще всего отражены прогнозируемые результаты изменения личности воспитуемого, например, формирование гражданской позиции, правовой культуры.
На наш взгляд, наиболее полно результаты могут быть выявлены при изучении гражданско-правовой воспитанности, так как для неё характерно единство знаний, убеждений и поступков человека, дающих возможность проанализировать и оценить готовность личности к дальнейшему гражданскому становлению.
Диагностика гражданско-правовой воспитанности может осуществляться по двум основным направлениям:
- через изучение в единстве нравственно-правовых знаний, гражданских ценностей, ведущих мотивов поведения и деятельности детей (Л.В.Байбородова, М.И.Рожков, А.К.Маркова и др.);
- на основе выявления и оценки различных уровней сформированности социально значимых качеств личности, отражающих систему социальных отношений человека (М.И.Шилова): правовой культуры, гражданской позиции, толерантности и др.
Предлагаем педагогам начального образования ознакомиться с методикой диагностики гражданско-правовой воспитанности младших школьников на сайте отдела начального образования Донецкого РИДПО http://nachalo2015.ucoz.com.
Кафедра дошкольного и начального образования
Отдел начального образования
Отдел начального образования