Управление образовательной организацией – особый вид профессиональной деятельности, отличающийся тем, что она призвана объединять и направлять остальных специалистов для достижения общих целей образовательной организации.
Современная школа, как социально-педагогическая система, работает и развивается в прямой зависимости от менеджмента. Деятельность директора школы основывается на компетентностно ориентированном системно-функциональном подходе. Актуальными становятся новые функции управления: менеджерская, представительская, политико-дипломатическая.
Успешное внедрение компетентностно ориентированных подходов в систему образования невозможно без повышения компетентности руководителей образовательных организаций.
Управленческие инструменты на основе нового отношения к процессу и содержанию управления образовательной организацией фиксируются в форме профессиональных стандартов.
Руководитель образовательной организации выполняет следующие обобщенные трудовые функции:
- управление организацией и ее развитием;
- управление проектами (процессами) в организации;
- управление технологиями в организации;
- управление работами в организации.
По А. Файолю управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Последовательность реализации этих функций составляет цикл управленческой деятельности, для успешного осуществления которой руководитель и должен обладать компетентностью, определяемой профессиональным стандартом.
Компетентность руководителя, как готовность и «способность квалифицированно и профессионально осуществлять управленческую деятельность» (В. Овчарук), предполагает наличие и развитие спектра базовых компетенций.
«Компетенция – совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности».
Ключевыми компетенциями, определяющими эффективность работника в качестве руководителя, выступают не столько профессиональные, сколько личностные характеристики, связанные с его мотивацией, убеждениями и психофизиологическими особенностями.
Наиболее актуальными сегодня являются следующие компетенции и качества современного руководителя:
- Знаниевые, умениевые, навыковые компетенции создают предпосылки успешного осознанного управления.
Менеджерские компетенции:
- Планово-прогностические: способность к разработке стратегии развития образовательной организации.
- Организаторские: способность создать команду единомышленников, нацеленную на результат, способность организовать реализацию стратегии развития образовательной организации.
- Контрольно-оценивающие, диагностические: способность адекватно оценить деятельность подчиненных в соответствии с нормативными требованиями, способность к адекватной самооценке, готовность к саморазвитию.
- Аналитические: владение современными методами управления информацией, ее аналитической обработки.
Стиль управления, развитие личности руководителя определяют поведенческие компетенции:
- Лидерские: готовность взять на себя ответственность за принятые решения.
- Мотивационные: способность создать предпосылки и обеспечить условия для повышения эффективности деятельности работников образовательной организации, собственного профессионального роста.
Ориентация на творчество, поиск новых идей, их анализ и выбор оптимальных вариантов совершенствования образовательной деятельности, формирование ценностных ориентиров, самостоятельность и инициативность – вот качества современного успешного руководителя, способного эффективно управлять развитием образовательной организации.
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр менеджмента и аттестации