19 октября 2016 г.

Использование обучающих видеофильмов и видеофрагментов на уроках биологии

Снижение уровня познавательной активности учащихся на уроке для каждого учителя становится проблемой номер один. Потеря интереса к занятиям в первую очередь обусловлена однообразием уроков. Отсутствие творческого подхода приводит к шаблону в преподавании, что в свою очередь разрушает и убивает детский интерес. Только урок с творческой изюминкой, его неповторимость могут обеспечить эффективность обучения.

Разнообразить урок биологии можно с помощью экранного преподнесения информации, используя в качестве отдельного метода обучения видеофильмы или короткие видеофрагменты. В то же время изучение живой природы немыслимо без наглядного восприятия информации. Учебные фильмы по биологии специфичны и выразительны; в них широко используются специальные виды съемок - замедленная и ускоренная съемка. Эти виды съемок дают возможность рассмотреть на экране те процессы или явления, которые не доступны для прямого восприятия человеческим глазом, что чрезвычайно важно при изучении биологии. С точки зрения психологии, видеофильмы способствуют включению и активизации в процессе обучения зрения, слуха и ассоциативного мышления обучающихся.

Данной проблематикой несколько лет занимается учитель биологии Донецкого лицея «Коллеж» Фролов Б.В. В своей профессиональной деятельности он использовал учебные видеофильмы, снятые компанией BBC. В кабинете биологии собрал и создал видеотеку с фильмами по всем разделам и темам биологии. В последнее время он начал самостоятельно осваивать программы по видеомонтажу и делать видеофрагменты.


Для ознакомления с опытом Бориса Викторовича в рамках работы Web-коллегиума 18 октября 2016 года был организован вебинар по данному направлению. Во время онлайн вещания он рассказал коллегам, почему начал заниматься этой работой; как решаются дидактические и воспитательные задачи на уроке биологии с помощью этого метода; уделил внимание требованиям, предъявляемым к организации учебного процесса с помощью видеофильмов. Сделал акцент на том, как решение проблемы использования учебных видеофильмов отражается на собственной профессиональной компетентности. Выступление сопровождалось динамичной презентацией, наполненной видеофрагментами из видеотеки учителя.

Все материалы доступны на блоге учителей биологии http://mastbiolog.blogspot.com/

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин