3 ноября 2016 г.

Как помочь ребенку выбрать профессию?

Профориентационная работа имеет большое значение для соединения в единый процесс профессионального просвещения и профессионального воспитания школьников, для формирования у них интереса к той или иной профессии. Жизнь показывает, что в школьные годы закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии.

И перед учителями стоит вопрос «Как помочь ребенку выбрать профессию?». Бесспорно, непростая задача связать изучение химии в школе с подготовкой обучающихся к практическому использованию полученных знаний в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Учителя химии имеют довольно большой и разнообразный опыт такой работы. Ведь возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе средней школы, должно сформировать представление учащихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия местной промышленности и т.д. Уроки химии с целью профориентационной работы с обучающимися должны:

  • обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;
  • устанавливать межпредметные связи политехнического характера;
  • решать задачи с производственным содержанием;
  • раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля;
  • показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства;
  • выявлять применение химических законов и теорий в технологии;
  • развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.

В процессе подготовки учащихся к самостоятельному выбору профессии, связанной с химией, полезно использовать все разнообразие форм профориентационной работы: проведение производственных экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные объекты с учетом краеведческого принципа; подготовка и проведение тематических вечеров, конференций, диспутов, посвященных выбору профессии; организация работы химического кружка; сотрудничество с профильными ВУЗами; написание научных работ в рамках МАН и др.

Профориентация учащихся средствами учебного предмета позволяет выявить и развить их устойчивый интерес к химии и к связанным с ней специальностям.

Необходимо отметить, что правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин