21 февраля 2017 г.

Особенности модернизации и перспективы развития современной образовательной системы

Требования сегодняшнего дня – перестройка образовательной работы в русле гуманизации учебно-воспитательного процесса, то есть ориентирование ее на охрану и укрепление здоровья детей и подростков, их физического и психического развития, обеспечение эмоционального благополучия.

Такой подход предполагает учет всех интересов, склонностей, возможностей учащихся, раскрытия их творческой индивидуальности. И, соответственно, приводит к тому, что в практике педагогической деятельности наблюдается отход от всеобщей унификации и стандартизации образовательного процесса, преодолеваются консерватизм и стереотипы педагогического мышления, пробуждается инициатива педагога, раскрепощается его профессиональное сознание.

Каждый педагог получил право выбора содержания, форм и методов работы с детьми, что требует умения самостоятельно действовать и принимать решения в нестандартных динамических условиях, требует глубокого научного и практического осмысления всей образовательной работы, активного использования уже существующего фонда идей, педагогических технологий и систем, их развития и совершенствования. Педагогу необходимо приобрести практические навыки в конструировании педагогического процесса, в использовании возможностей современных педагогических технологий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, в обосновании собственных идей и методов совершенствования образовательного процесса в условиях современного учебного заведения.
Знания для человека сегодня приобретают конкретный, прагматичный и продуктивный смысл как источник дохода и гарантия защищенности. Поэтому цель образования – формирование совершенной "гармонично развитой личности" постепенно заменяется гарантированным выполнением реально достижимых проектов, в которые будут вложены деньги, и на которые будут ориентироваться реальные планы и каждого отдельного человека, и общества в целом.

Основные направления глобального обновления мировой образовательной системы:

  • содержание образования обогащается новыми умениями, направленными на развитие способности оперировать информацией, творчески решать возникающие жизненные проблемы;
  • традиционные способы передачи информации – устная и письменная речь уступают место информационно-телекоммуникационные средствам, включая глобальные сети;
  • важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога и ученика;
  • особое внимание в образовательном процессе уделяется проблеме нравственного становления личности, проблеме формирования духовных ценностей, становлению нравственного облика Человека;
  • интеграция на новом качественном уровне всех образовательных факторов: школы, семьи, микро и макро социума;

Такие преобразования вызывают изменения и в психолого-педагогическом подходе к организации образовательного процесса:

  • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, что позволит максимально использовать усвоенное;
  • от статической модели знаний к системе умственных действий;
  • от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам;
  • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Исходя из таких глобальных и психолого-педагогических установок, практика работы почти во всех образовательных системах мира характеризуется такими изменениями:

  • отношение к ЗУНам как приоритетной цели образования заменяется на ценности мышления, творчества, компетентности личности;
  • образовательная ценность смещается с установки «изучить и воспроизвести ...» на установку «мы поможем вам овладеть и применить ...»;
  • характер педагогических отношений переходит от авторитаризма к партнерству и сотрудничеству в познании и деятельности.

Именно поэтому большое внимание сейчас уделяется инновационным процессам, которые и призваны решать эти задачи.
 
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания