12 октября 2017 г.

Взаимодействие методических служб – ключ к развитию научно-методического сопровождения инновационных процессов в образовании Донецкой Народной Республики

Научно-методический совет Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования 09.10.2017 года.

В условиях реформирования системы образования Донецкой Народной Республики необходимо дальнейшее развитие системы научно-методического сопровождения инновационных процессов.

Развитие должно обеспечиваться системностью, многоаспектностью, технологичностью, многоуровневостью методической работы.

Научно – методический совет института рассмотрел ряд вопросов:


I. Обеспечение качественных изменений в системе взаимодействия центра научно-методического тьюторинга и методических служб Республики по вопросам научно-методического сопровождения инновационной деятельности в условиях развития системы образования ДНР.
Докладчик. Домашенко И.В.

II. Научно-методическое сопровождение инновационного потенциала системы воспитания в образовательных организациях ДНР.
Докладчик: Гордон В.В.
  1. Домашенко И.В., заведующая центром научно-методического тьюторинга, проанализировала качественные изменения в системе взаимодействия методических служб для развития современной системы научно-методического сопровождения. Выделены факторы, обусловившие систему качественных изменений в структуре профессиональной деятельности центра научно-методического тьюторинга:
  1. Усиление маркетинговых исследований профессиональных потребностей работников муниципальных методических служб через соцопросы, анкетирование, онлайн-голосование, собеседования, неформальную рефлексию после проведения методических мероприятий.
  2. Освоение и обучение новым технологиям методической работы.
  3. Углубление научного сопровождения деятельности методических служб (анализ, прогноз, научные консультации).
  4. Укрепление непрерывности в работе через использование информационно-коммуникационных технологий.
  5. Использование опыта и потенциала коллег из Российской Федерации во время проведения методических мероприятий.
  6. Разноуровневая аналитическая работа.
Позитивными тенденциями в системе взаимодействия являются:
  • развитие модели непрерывного образования педагогических кадров, модернизация и адаптация содержания и форм обучения методических кадров;
  • обеспечение научно-методического сопровождения инновационных процессов в образовании на всех уровнях;
  • создание моделей сетевого взаимодействия методических служб, современного информационно-аналитического обеспечения.
Определены проблемы, требующие взаимодействия методических служб Республики, и пути их решения, разработана стратегия совместной деятельности.
К основным направлениям, требующим консолидации усилий для дальнейшего развития системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности в условиях развития системы образования Донецкой Народной Республики отнесены:
  1. Активизация творческого потенциала методических служб, повышение методической культуры работников муниципальных методических служб, усиление использования интерактивных форм взаимодействия методических служб;
  2. Поиск новых форм и моделей сопровождения инновационно-исследовательской деятельности педагогов, разработка и обновление учебно-методических комплексов для научно-педагогических, педагогических работников в сфере методического менеджмента системы образования;
  3. Развитие мониторинговой деятельности методических служб с целью определения профессиональных запросов и потребностей педагогов, оптимального планирования научно-методической работы;
  4. Активизация пропагандистской функции муниципальных методических служб в вопросах систематизации и распространения методических знаний, обобщения и пропаганды положительного педагогического опыта, моделирования перспективного педагогического опыта;
  5. Оптимизация кураторской деятельности в сфере социального партнерства и внедрения творческого опыта.
В процессе обсуждения центру научно-методического тьюторинга предложено продолжить работу по дальнейшему развитию системы научно-методического сопровождения и активизации взаимодействия республиканской и муниципальных методических служб, особое внимание уделить целевому научно-методическому сопровождению деятельности районных методических служб г. Донецка.

Научно-методический совет Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования принял соответствующее решение.

Прилагается:

II. Научно-методическое сопровождение инновационного потенциала системы воспитания в образовательных организациях ДНР.

Проблема воспитания детей и молодежи постоянно находится в центре внимания государственной политики Донецкой Народной Республики. Моделирование новой воспитательно-образовательной среды происходит на новой концептуальной основе. Приказом МОН Донецкой Народной Республики утверждена Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи ДНР (№ 832 от 16.08.2017г.)

Гордон В.В., заведующий центром воспитания и развития творческой личности, в докладе подчеркнула актуальность рассматриваемой проблемы, проанализировала сущность современного воспитательно-образовательного процесса с позиции современной науки и практики.

Анализ практических материалов, представленных центром воспитания и развития личности, свидетельствует о недостаточной системности в работе по этому направлению и необходимости дальнейшего развития системы научно-методического сопровождения инновационного потенциала системы воспитания в образовательных организациях Донецкой Народной Республики.

В ходе обсуждения рекомендовано выделить приоритетные направления развития системы научно-методического сопровождения в частности:
  1. Совершенствование системы непрерывного образования педагогических кадров по вопросам воспитания.
  2. Актуализация проблем патриотического воспитания, разработка и внедрение программ, методик и технологий по патриотическому воспитанию.
  3. Изучение, пропаганда и моделирование наиболее эффективной практики воспитания
  4. Формирование системы мониторинга эффективности воспитательного процесса и научно-методического сопровождения.
Центру воспитания и развития творческой личности рекомендовано спланировать конкретные мероприятия для реализации первоочередных и перспективных мер по развитию республиканской системы воспитания и научно-методическому сопровождению инновационного потенциала системы.

Научно-методический совет по данному вопросу принял соответствующее решение.

Прилагается:
Доклад
 
                               Ученый секретарь   Л.Г. Черникова