Проблема гендерного воспитания
подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения
зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.
Пристальное внимание общества к
проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире
социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы
маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не
способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а
иногда и к полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и феминных –
у девочек.
У воспитателя Горловского дошкольного
образовательного учреждения № 91 «Орленок» Калинкиной Натальи Михайловны накоплен
уникальный опыт работы по формированию гендерных качеств через нравственное
воспитание дошкольников. Из собственных наблюдений воспитатель приходит к выводу, что нравственные
качества у девочек формируются несколько раньше. Они весьма самолюбивы и
обидчивы, более чувствительны к критике, чем мальчики. У них чаще наблюдается
интерес к собственной внешности. А вот мальчишки менее склонны придерживаться
установленных рамок и границ, чаще их переступают, причем не из сознательного
стремления нарушить запрет, неуважения к старшим или каким-либо правилам, а из
свойственной, представителям мужского пола, склонности к активной,
преобразующей деятельности.
Наталья Михайловна убеждена, что значимым средством
формирования гендерного подхода в воспитании дошкольников является сюжетно-ролевая игра как ведущая
деятельность детей этого возраста. Сюжетная игра не требует от ребенка
значимых поступков, здесь «как будто» и «понарошку», но именно игра позволяет
закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного
отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы. Именно
в игре у детей формируется нравственные качества и привычки. Особое внимание
Калинкина Н.М. уделяет полоролевому воспитанию во время проведения режимных
моментов.
С опытом работы Калинкиной
Натальи Михайловны, победителя Республиканского конкурса педагогического
мастерства для воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Наставница
года», можно ознакомиться по ссылке.
Кафедра
дошкольного и начального образования
Отдел дошкольного образования