12 октября 2017 г.

Формирование гендерных качеств через нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Проблема гендерного воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.
Пристальное внимание общества к проблемам гендерного воспитания обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и к полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и феминных – у девочек.


У воспитателя Горловского дошкольного образовательного учреждения № 91 «Орленок» Калинкиной Натальи Михайловны накоплен уникальный опыт работы по формированию гендерных качеств через нравственное воспитание дошкольников. Из собственных наблюдений воспитатель приходит к выводу, что нравственные качества у девочек формируются несколько раньше. Они весьма самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике, чем мальчики. У них чаще наблюдается интерес к собственной внешности. А вот мальчишки менее склонны придерживаться установленных рамок и границ, чаще их переступают, причем не из сознательного стремления нарушить запрет, неуважения к старшим или каким-либо правилам, а из свойственной, представителям мужского пола, склонности к активной, преобразующей деятельности.

Наталья Михайловна убеждена, что значимым средством формирования гендерного подхода в воспитании дошкольников является сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность детей этого возраста. Сюжетная игра не требует от ребенка значимых поступков, здесь «как будто» и «понарошку», но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы. Именно в игре у детей формируется нравственные качества и привычки. Особое внимание Калинкина Н.М. уделяет полоролевому воспитанию во время проведения режимных моментов.

С опытом работы Калинкиной Натальи Михайловны, победителя Республиканского конкурса педагогического мастерства для воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Наставница года», можно ознакомиться по ссылке.


Кафедра дошкольного и начального образования

Отдел дошкольного образования