Одним из проектов Университета инновационной педагогики была практико-ориентированная тема, посвященная игровым технологиям обучения. Однако в проекте игра рассматривалась как технология обучения через исследование для повышения уровня знаний детей.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста должны получать научные знания об окружающем мире в игровой форме. Дети могут в классе легко и приятно усваивать научные знания при активном использовании в учебном процессе развивающих игр. В литературе описано много примеров, позволяющих понять преимущество коллективных развивающих игр. Такие игры повышают способность ребенка сначала думать, а потом действовать, выполнять те или иные роли, видеть и понимать перспективность регулирования эмоциональных состояний, проявлять эмпатию и альтруизм по отношению друг к другу. Кроме того, во время игры со сверстниками у детей формируются и развиваются умения и навыки сотрудничества, умения совместно решать проблемы, работать в группе, если эти умения и навыки поощряются. Важную роль в использовании развивающих игр и игрушек играет возможность получить обучающую инструкцию по их применению.
Современные дидактические поиски опираются на способность учителя ставить учащихся в позицию исследователя, расширять привычные рамки учебного познания, включать в него насыщенное полноценное общение. Тем самым они предполагают способность учителя самому занимать такую позицию. Развивать в себе эту способность – действенный путь освоения продуктивных находок современной мировой педагогики.
В проекте приводится классификация, в которой выделяется два типа таких исследовательских ориентиров:
- следование заданным эталонам (т.е. репродуктивная деятельность, усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности), что соответствует традиционным дидактическим целям обучения как усвоения предъявленных образцов;
- продуктивная, поисковая деятельность, направленная на создание учащимися нового продукта (прежде всего, интеллектуального, познавательного).
Таким образом, проект предполагает ознакомление учителей с технологией обучения через игру и исследование и предлагает пути внедрения данного метода в образовательный процесс.
Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики
их преподавания
Отдел иностранных языков