Предлагаем читателям ознакомиться с 33-м выпуском Альманаха Института коррекционной педагогики РАО. Данный выпуск Альманаха посвящен анализу многолетнего опыта разработки и внедрения системы ранней комплексной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в региональное образовательное пространство. На протяжении последних 25 лет сотрудниками Института коррекционной педагогики (ИКП РАО) созданы методы ранней (с первого года жизни) психолого-педагогической профилактики инвалидизации детей с различными вариантами ограничений здоровья, выявлены реабилитационные эффекты внедрения разработанной в ИКП РАО системы ранней комплексной помощи семьям, получены значимые результаты.
Дети с ОВЗ и инвалидностью к 3 годам:
- в 30 % случаев – приближаются к норме;
- в 60 % – значительно улучшают показатели развития;
- в 10 % – показывают некоторое улучшение в развитии при тяжелых и множественных нарушениях.
Дети с ОВЗ к 7 годам:
- в 50-55 % способны к обучению по 1 варианту ФГОС (в условиях инклюзивного образования).
Показан значительный социальный эффект.
Родители детей с ОВЗ и инвалидностью:
- в 90-95 % случаев показывают рост компетентности в вопросах воспитания, образования и реабилитации своего ребенка;
- в 30-35 % снижается число детей-сирот, родителей детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии воспитывают детей в семье.
В ходе многолетних исследований разработаны методы ранней психолого-педагогической диагностики детей: выявление нарушений слуха, зрения, речи, раннего неблагополучия в эмоциональной сфере, задержек в психомоторном развитии и в формировании тяжелых множественных нарушений развития, а также методы ранней комплексной помощи детям с нарушениями развития и воспитывающим их семьям.
Создана базовая регионально-муниципальная модель ранней психолого-педагогической помощи семьям детей группы риска, детям с ОВЗ, детям-инвалидам.
Разработаны и изданы комплекты методических материалов для родителей детей раннего возраста и программы повышения квалификации специалистов психолого-педагогического профиля в области ранней психолого-педагогической диагностики, коррекции и профилактики инвалидизации детей с ОВЗ.
При поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации на этапе 2000–2008 гг. было проведено пилотное внедрение ранней комплексной помощи в образовательное пространство ряда регионов страны: Самарской области, Республики Марий Эл, Красноярского края, Калининградской области. Отдельные элементы системы ранней помощи были апробированы на базе организаций образования Новгородской области, г. Москвы, г. Новосибирска, Курской области и др. Апробирован механизм программно-целевого подхода при решении задач по запуску и развитию целостных регионально-муниципальных систем ранней помощи в образовательном пространстве Самарской области и Республики Марий Эл; модели и регламенты межведомственного взаимодействия как на уровне отдельных регионов, так и на межмуниципальном уровне; нормативно-правовое и ресурсное обеспечение.
В практике пилотных регионов полностью подтвердилась эффективность ранней профилактики инвалидизации детей, достигнутая в исследовательской работе: 30 % детей к возрасту 3-4 лет достигли возрастной нормы; 68 % детей значительно улучшили основные показатели развития к возрасту 3-4 лет; 94 % семей отметили возросшую родительскую компетентность в вопросах воспитания, образования и реабилитации ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Принципиально важно, что значительно снизились показатели по отказу семей от воспитания ребенка-инвалида.
В связи с этим в 2014 году в ИКП РАО начата разработка более широкого Проекта «Создание системы непрерывного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с раннего детства», цель которого – внедрение в регионах Российской Федерации модели ранней комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и инвалидностью с привлечением негосударственных поставщиков услуг ранней помощи.
Для реализации Проекта было разработано методическое и технологическое обеспечение диагностического, профилактического и коррекционного процессов в системе ранней помощи, включая консультативную, информационно-просветительскую, методическую, психологическую и психотерапевтическую помощь семьям детей с ОВЗ и инвалидностью; разработаны варианты маршрута сопровождения семьи ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Дополнена компонентом, связанным с развитием негосударственного сектора, ранее созданная базовая регионально-муниципальная модель ранней комплексной помощи.
При поддержке «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) в 2015-2017 гг. Проект начал осуществляться в нескольких регионах Российской Федерации – Омской области, Республике Саха (Якутия), Новгородской области, Самарской области, Республике Марий Эл и других регионах. Предполагается, что в Омской области и Республике Саха (Якутия) будет создана как государственная и муниципальная сети поставщиков услуг в области ранней помощи, так и негосударственная сеть. Новгородская и Самарская области, Республика Марий Эл в основном сосредоточат свое внимание на достройке негосударственной сети услуг в области ранней комплексной помощи и на развитии системы межведомственного взаимодействия.
Планируется, что к 2020 г. запуск Проекта состоится уже в 15 регионах страны. Его реализация позволит: увеличить число детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях по основным образовательным программам; создать негосударственный сектор услуг в области ранней помощи, увеличив число привлеченных негосударственных (немуниципальных) организаций к решению проблемы ранней помощи семье ребенка с ОВЗ и инвалидностью на 10 % по сравнению с государственными организациями; позволит снизить число социальных сирот из числа детей с ОВЗ и инвалидностью.
Статьи сотрудников ИКП РАО, организаторов образования, практиков и исследователей, работающих в регионах, представляют опыт внедрения ранней комплексной помощи семьям детей с проблемами в развитии в систему регионального образования. Обсуждаются структура потребностей семей, воспитывающих детей раннего возраста в разных регионах России, практика прохождения начальных этапов и направления развития регионально-муниципальной моделей ранней помощи, их возможные региональные особенности. Особое внимание уделено вопросам развития межведомственного взаимодействия. Представленные материалы будут полезны в первую очередь организаторам образования, а также специалистам-практикам.
С материалами Альманаха (выпуск № 33) можно ознакомиться по ссылке: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-33/
Кафедра менеджмента образования и психологии
Центр специального и инклюзивного образования