26 марта 2015 г.

Основные требования к конструированию компетентностно-ориентированного задания классического типа

Выполнение компетентностно-ориентированного задания на уроках содействует формированию разнообразных аспектов ключевых компетентностей, получению определённого опыта решения жизненно важных проблем. Учителю необходимо научиться правильно конструировать такие задания, которые должны организовать деятельность учащегося, а не репродуцирование им информации или отдельных действий.

Компетентностные задания направлены на:

  • развитие познавательного интереса учащихся, осознание необходимости приобретения знаний и умений учиться;
  • реализацию принципа связи обучения с жизнью;
  • формирование активной, самостоятельной, инициативной и ответственной  позиции учащихся в учении;
  • развитие общеучебных умений и навыков;
  • приобретение учащимся опыта их применения в практической деятельности.
Некоторые рекомендации по проектированию и конструированию компетентностно-ориентированных заданий.

Структура компетентностно-ориентированного задания классического типа: стимул, задачная формулировка, источник информации, бланк для выполнения задания (при необходимости), инструмент проверки.

Стимул необходим для погружения в контекст задания, мотивирования деятельности учащегося, осознания им значимости выполнения предложенного задания. Стимул должен быть кратким (не более трёх предложений); не отвлекать учащегося от содержания самого задания.

Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания: что и как он должен сделать. Она должна соотноситься с модельным ответом\шкалой, соответствовать возрасту учащегося, быть интересной, понятной учащемуся.

Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Один источник информации может служить для выполнения нескольких заданий.

Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Он предлагается, если это необходимо для выполнения задания.

Инструмент проверки  содержит критерии оценивания, модельный ответ.
 
Подбирая (составляя) компетентностно-ориентированное задание, учитель должен:
  • осознавать, какие аспекты каких компетентностей формирует (проверяет) задание;
  • оценивать сложность учебного материала (если выполнение задания зависит от определённого знания, учитель должен убедиться, что учащийся этим знанием располагает);
  • понимать и задавать уровень сложности источника.
Правильно организованная работа над компетентностно-ориентированными заданиями позволяет успешно формировать  те или иные компоненты ключевых компетентностей. 

Кафедра общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания