11 июня 2015 г.

5 потребностей слушателей, которые необходимо учитывать при организации дистанционного обучения

Психолог Абрахам Маслоу наиболее известен своей теорией иерархии потребностей. Этой теорией руководствуются предприниматели, менеджеры, маркетологи и психологи. Однако эту пирамиду потребностей могут использовать в работе и педагоги при организации дистанционного обучения  в вопросе  определения  человеческого поведения. Слушатели гораздо более мотивированы и вовлечены в обучение, если контент отвечает их личностным и профессиональным потребностям.

Вот 5 потребностей, которые должны быть учтены при организации и проведении дистанционного обучения.

1.    Физиологические потребности.  Это первостепенные потребности, удовлетворение которых поможет слушателю успешно обучаться дистанционно. Это могут быть справочники, инструкции, материалы и контент, удобное программное обеспечение, надежный широкополосный Интернет и многое другое. Без этих ресурсов слушатель не сможет нормально проходить учебные модули. На первый взгляд, это может показаться очевидным, однако довольно часто эта потребность игнорируется организаторами дистанционного обучения.  Поэтому первое, что необходимо учитывать при разработке курса – это базовые потребности.

2.    Потребность в безопасности. Чувствуют ли слушатели себя в безопасности, находясь в аудитории? Если вы хотите создать эффективное обучение, вы должны обеспечить комфортные условия, которые будут способствовать вовлечению слушателя, вызывать у него доверие, чувство любопытства и открытости. Если слушатель не чувствует себя в безопасности, он постоянно будет неуверенным, раздраженным и даже напряженным. 

Представьте слушателя, который первый раз входит в незнакомое помещение. Обычно он чувствует себя незащищенным. Все вокруг для него выглядит незнакомым. Поэтому важно создать условия, которые будут привычны для слушателя, в которых он будет ощущать чувство принадлежности к коллективу, и еще важно уделить время на адаптацию в новой среде. 

Аналогичная ситуация с виртуальным классом, подготовка слушателя – это ключ к преодолению неуверенности и тревожности. Убедитесь, что слушатель четко понимает, чего от него требуют. Четко и ясно сформулируйте требования, или, если необходимо, проведите предварительную подготовку слушателя. Используйте целесообразное оформление и дружественный интерфейс. Можно также предусмотреть за неделю до начало дистанционного обучения  вводные занятия, где слушателю четко разъяснят, что нужно проходить и каким правилам следовать.

3.    Потребность в принадлежности и коллективности. Чувство принадлежности напрямую взаимосвязано с безопасностью. Если слушатель не может наладить контакт с коллективом, то у него будут сложности с обучением. А если у слушателя не налажен контакт с преподавателем, то взаимодействие и обучение  невозможны. По своей природе человеку необходимо чувствовать себя принадлежащим к какому-то социуму. И в дистанционном обучении  аналогично. 

Исследования показывают, что слушатели, которые чувствуют принадлежность к коллективу, имеют гораздо выше уровень внутренней мотивации и уверенности. Создайте чувство принадлежности, чтобы слушатели могли эффективно учиться друг у друга. Налаживайте диалог слушателей или работу в небольших группах. Роль преподавателя в этих мероприятиях также важна, он может помочь слушателям максимально реализовать свой потенциал посредством индивидуальной, регулярной и конструктивной обратной связи.

4.     Потребность в признании.  Чувство уважения и значимости – мощный двигатель мотивации. Например, слушатели с нормальной самооценкой обычно уверены в себе и любознательны. У них есть внутренняя установка «могу сделать», которая делает их обучение возможным. Как преподаватель или разработчик курса, вы можете удовлетворить потребность слушателя в признании путем:
  • обозначения целей и реальных примеров из жизни;
  • предоставления слушателям возможности постоянно отслеживать свои результаты и оценивать степень понимания темы;
  • предоставления конструктивной и наглядной обратной связи, чтобы поощрить старания слушателя и мотивировать его к прохождению других заданий;
  • предоставления вещественного доказательства признания, например, сертификата.
5.    Потребность в самореализации.  Маслоу был представителем гуманистов, которые полагали, что человеку свойственно стремление к реализации своего потенциала в полной мере. Обучаясь, человек получает информацию, которая позволяет ему достигать своих целей и интересов. Именно поэтому так важно предлагать для изучения актуальный и важный контент, позволяя слушателям обучаться в индивидуальном темпе, используя материалы и инструменты, которые им нравятся. По-настоящему гуманистическая направленность дистанционного обучения состоит в ориентации  на слушателя как на самомотивированного разумного человека. При этом учитывается  внутреннее стремление слушателя приобрести полезные навыки и знания и тем самым стать лучше.

По материалам сайта  http://elearningtime.blogspot.com/

Кафедра менеджмента образования и психологии
Отдел дистанционного обучения